РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ И ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Новости

30.11.2016

Неэкономная экология

На предприятиях ГМК считают, что некоторые экологические требования не обоснованны и являются препятствиями в работе компаний отрасли.

Главный эколог ТОО «Казцинк» Казтай Такеев выступил на VII Съезде работников горно-металлургической промышленности «Работа ГМК в условиях новых реалий» с докладом о рисках и возможностях применения экологического законодательства для предприятий горно-металлургического комплекса. По мнению спикера, некоторые экологические нормы требуют доработки.

Так, одним из важнейших вопросов, которые волнуют промышленных экологов, является тема техногенных минеральных образований (ТМО).

— Несмотря на то, что мы пару лет назад нашли компромисс по вопросу обращения с ТМО, не всегда обеспечивается последовательность и единство со стороны уполномоченных органов. Не до конца проработаны законодательные разграничения, требования к ТМО и отходам, что зачастую служит причиной разногласий при согласовании проектов, нормативов и эмиссии и получения экологических разрешений. В сопутствующем проекте кодекса о недрах разработчикам предлагается вывести ТМО из-под законодательства о недрах, что автоматически переводит их в разряд отходов, и компании ГМК вновь стоят перед необходимостью обосновать свою позицию относительно необходимости применения разных мер управления для отходов и ТМО. Подобная несогласованность государственных стратегий наряду с проблемами в законодательстве вносит неопределенность в функционирование предприятий, считает Такеев.

Все еще ожидает решения важный для ГМК вопрос временного хранения отходов. В 2016 году в кодексе из понятия «размещение» исключили временное хранение отходов в течение 6 месяцев до их передачи лицам, осуществляющим операции по утилизации, переработке и удалению отходов. Такая редакция норм о временном хранении, по словам эколога, не учитывает возможности предприятий, которые самостоятельно это все осуществляют: утилизируют и удаляют отходы, это при том, что для переработки или удаления производственных отходов в горно-металлургическом комплексе требуются специальные технологии или полигоны захоронения, которые у этих третьих лиц просто напросто отсутствуют.

— Полагаем неверным подход, когда экологическим кодексом признается необходимость временного хранения отходов только при их передаче третьим лицам, а при самостоятельной переработке та же сама операция признается размещением и ведет к обложению платы за эмиссии. Принципиально важно, что временное хранение самостоятельно перерабатываемых отходов влечет неоднократное исполнение обязательств по уплате налога за размещение одного и того же объема отходов на пути от образования до переработки, что делает нецелесообразным дальнейшие затраты на их утилизацию. Указанное не способствует развитию бизнеса и переходу Казахстана к зеленой экономике, — уверен докладчик.

Казтай Такеев также затронул вопрос применения цветных уровней опасности отходов согласно Базельской конвенции. Он считает, что в контексте экологического законодательства Республики Казахстан эта практика показала свою несостоятельность.

— Конвенция регулирует требования в области трансграничной перевозки отходов и предлагает использование цветовых индикаторов при определении возможности ввоза или вывоза отходов. Однако обращение с отходами внутри страны должно быть обеспечено четко сформулированными понятными и доступными требованиями по безопасности их храпения, утилизации и транспортировки. В этом аспекте классификация отходов по трем цветным уровням носит юридически необеспеченный характер, поскольку не поддерживается санитарными правилами и нормами и государственными нормативами в области строительства, которые регламентируют правила обращения с отходами в зависимости от четырех классов опасности. Существенными недостатками является и отсутствие в законодательстве порядка критериев отнесения отходов к одному из цветных списков. Указанное делает невозможным однозначно определить уровень опасности отходов и соотнести его с требованиями хранения, захоронения и утилизации, говорит эксперт.

Еще один актуальный для предприятий ГМК вопрос — регулирование сбросов загрязняющих веществ карьерными и шахтными водами. Это существенная часть эмиссии, в снижение которых вкладываются немалые средства.

— Система экологического регулирования предъявляет к сбросу карьерных и шахтных вод избыточно жесткие требования. Использование бассейнового принципа при нормировании практически полностью подменено установлением нормативов на уровне рыбохозяйственных ПДК, которые на несколько порядков жестче даже питьевых норм. Остается непонятным смысл законодательного требования обязательной очистки сточных вод, независимо от их качества и места сброса или в накопители, или в водные объекты. Необходимость соблюдения чрезмерно жестких нормативов ведет предприятия к перспективе значительных затрат на внедрение нанотехнологий для очистки сточных вод перед их сбросом в водоемы, что не преследует никакой существенной цели. В условиях мировой экономической рецессии, когда приходится постоянно вести оптимизацию бизнеса, подобный подход к государственному регулированию охраны окружающей среды не эффективен и не ведет к достижению желаемого результата, — выражает свое мнение представитель «Казцинка».

По мнению Такеева, пересмотра требуют и существующие практики экономической оценки ущерба окружающей среды.

— К примеру, превышение нормативов выброса на 0,1% юридически является таким же правонарушением, как и превышение на 1000%. Однако бесспорным является тот факт, что ущерб, причиненный при том и другом нарушении, не может быть равнозначным. Применение для расчета ущерба единого для всех случаев повышающего коэффициента 10 считаем необоснованным и не вытекающим из экологического законодательства. Также неизвестны мотивы и основания для применения формы или ущерба коэффициентов, кратных 2,10,15,30 МРП и так далее по возрастанию. Считаем более логичным применение установленных ставок платы за эмиссии.

Новые сложности у предприятий отрасли возникли с введением запрета на захоронение некоторых видов отходов, которые ранее являлись составляющими ТБО — это пластмасса, полиэтилен, пищевые отходы, макулатура и т.д. Представитель компании-недропользователя согласен с тем, что в рамках перехода к зеленой экономике введение ужесточений в перечень захораниваемых отходов вполне логично, но полагает, что для исполнения этой нормы необходимо наличие мощностей для переработки отходов, которых на сегодня в Казахстане недостаточно, особенно в отдаленных районах, где обычно функционируют промышленные объекты горнодобывающего сектора.  Более того, в отсутствие централизованных полигонов и предприятий по сбору ТБО некоторые компании ГМК были вынуждены идти на строительство собственных полигонов с соответствующим согласованием проектов в уполномоченных органах. Ввод с середины текущего года запрета на захоронение некоторых видов отходов, по словам Такеева, приводит к противоречию, так как, с одной стороны, не отменяет действие ранее полученных согласований на проект, а с другой — ставит под сомнение законность выдачи на их основе разрешения на эмиссию с момента ввода запрета. Постепенное введение указанной нормы с 2019 года сделало бы более реалистичным ее исполнение, говорилось на съезде.

Среди прочих моментов, создающих сложные условия для ведения бизнеса, в выступлении отмечалось также наличие дублирующих процедур.

— Несмотря на ряд упрощений, выдача экологических разрешений по-прежнему является стрессовой для предприятий 1 и 2 категории. в то время как эти процедуры, нормативы, эмиссии и планы мероприятий по истечению 2 месяцев согласовываются с государственной экологической экспертизой в составе проектов нормативов и эмиссий. Считаем, что возможно эти две процедуры совместить, — утверждает докладчик.

В заключение Казтай Такеев отметил, что в сложившихся условиях мировой экономической рецессии стремление Казахстана войти в число 30 наиболее развитых государств мира требует соблюдения паритета интересов и возможностей.

— Определяя жесткие экологические требования, избавляясь от грязных производств, в то же время нельзя впасть в другую крайность. устанавливая такие административные барьеры, которые реально могут тормозить развитие экономики нашей страны, — убежден эколог.

Мария УМАРОВА

Источник: http://agmpportal.kz/neekonomnaya-ekologiya/

Яндекс.Метрика