РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ И ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

News

19.04.2017

Кодекс о недрах: в поисках инвесторов

В рамках VIII горнопромышленного форума МАЙНЕКС Центральная Азия 2017 состоялся «круглый стол», посвященный обсуждению проекта Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании». В мероприятии, организованном Министерством по инвестициям и развитию РК и ОЮЛ «Республиканская Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий», приняли участие представители отраслевых ведомств, компаний-недропользователей, международные эксперты.

Открывая «круглый стол», вице-министр по инвестициям и развитию Тимур Токтабаев отметил, что работа над проектом Кодекса идет полным ходом. Проведены общественные слушания, отчетные встречи в акиматах. В рабочую группу по разработке законопроекта вошли депутаты Мажилиса. Текст Кодекса направлялся экспертам ОЭСР, недропользователям, иностранным инвесторам. Все их пожелания и замечания учитываются в работе над документом. 

Заметив, что кодификация законодательства в недропользовании – это новый, более высокий уровень законодательства, требующий тщательной проработки всех вопросов, регулирующих данную сферу интересов, секретарь Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента РК Галина Баймаханова обратила внимание на ряд злободневных вопросов. Во-первых, по ее мнению, отдельный раздел Кодекса должен быть посвящен недрам страны и их ресурсному потенциалу, принципам и стадийности изучения недр.

Во-вторых, все важные отраслевые понятия, особенно употребляемые в других законах, требуют пристального внимания специалистов-отраслевиков и юристов с целью получения исчерпывающей формулировки, исключающей неоднозначность смыслового содержания. К примеру, это такие понятия, как «недра», «полезные ископаемые и их классификация», «геологическое изучение недр», «стадийность геологоразведочных работ» и многие другие.

В-третьих, депутат поддержала прослеживаемую в Кодексе гибкую линию на выбор условий недропользования, однако, она убеждена, что некоторые проверенные практикой механизмы, успешно действующие в других странах (Канаде, США, Австралии), предусматриваются с искажением основных принципов. Поэтому следует более тщательно подготовить и рассмотреть «принцип первой заявки», предоставления земель под недропользование, а также тщательно отработать специальную часть, касающуюся особенностей геологического изучения и добычи различных видов минерального сырья. 

На «кругом столе» информацию о новом Кодексе «О недрах и недропользовании», переходных положениях, сопутствующем законопроекте представил директор департамента недропользования Министерства по инвестициям и развитию Руслан Баймишев. Он подробно сообщил о предлагаемых основных условиях разведки и добычи твердых полезных ископаемых, особенностях перехода с разведки на добычу ТПИ, оценке ресурсов и запасов ТПИ, ликвидации последствий добычи, разведке и добыче подземных вод. Руководитель департамента остановился также на закрепленном в законодательстве методе добычи полезных ископаемых – старательской деятельности.

С международной практикой осуществления законодательных реформ в сфере недропользования собравшихся ознакомил руководитель программы «Минеральные ресурсы для развития» Deutsche Gesellschaft fur Internationale Zusammenarbeit (GIZ) Давид Оберхубер.

- Глядя со стороны, я понимаю, что очень важно сейчас задуматься над тем, как закон будет исполняться на местах, - поделился он мнением. - Новый закон, безусловно, будет большим шагом вперед для Казахстана. Однако даже идеальный закон может быть очень сложно исполнять на местах. Например, в Германии был принят, казалось бы, совершенный закон по возобновляемой энергии, но вот заставить его работать в реальной жизни было сложно. Аналогичные трудности может ожидать практическое применение нового Кодекса в Казахстане.

Он подчеркнул, что уже сейчас необходимо начать прорабатывать системные этапы этого процесса, и обозначил четыре основных фактора, которые, на его взгляд, являются условиями успешной реализации законодательства на местах. Первый фактор – это сопровождение процесса реформы, четкое руководство и управление в исполнении закона. Надо предоставить людям детальные руководства, пояснения по применению закона.

Второе – развитие организационного потенциала. Государство берет на себя новую роль, предполагающую повышение институциональной и процедурной эффективности в связи с увеличивающейся нагрузкой, совершенствование управления доходами, обеспечение рациональной системы лицензирования, расширение доступа к праву недропользования, обеспечение права владения и его сроков, предоставление коммерческих льгот.

Третий фактор - доверие заинтересованных сторон к результатам проводимых реформ. Предполагается коммуникация не только между правительством и деловыми кругами, но и заинтересованными сторонами на местном уровне с фокусом на устойчивом развитии.

И четвертый касается обеспечения гибкого и инновационного подхода к реформам. Они должны работать как процесс получения обратной связи, способный найти решение для непредвиденных препятствий, адаптировать государственную политику к изменяющимся обстоятельствам.

Главный геолог по ресурсам ЦСА Глобал ПТИ ЛТД Максим Середкин презентовал обзор канадского стандарта NI 43-101 . Этот инструмент технической отчетности разработан Канадским Институтом горного дела, металлургии и нефти в 2001 году. Стандарт CIM входит в семейство CRIRSCO наряду с кодексом JORC и другими стандартами и поддерживается Регулятором канадских ценных бумаг. Территориальный принцип применения стандарта – это не месторасположение, а та биржа, в которую предоставляется отчет. 

Говоря о роли бирж в горнорудном секторе, Максим Середкин напомнил, что они необходимы для привлечения финансирования в реализацию проектов на фондовом рынке. Они особенно популярны в юниорном бизнесе, наиболее крупные биржи находятся в Торонто, Лондоне и других городах. 

Выслушав разработчиков Кодекса, участники «круглого стола» задали им интересующие вопросы по наиболее спорным положениям.

Пресс-служба АГМП


Яндекс.Метрика