РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ И ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Новости

05.09.2017

Устраняя узкие места в недропользовании и налогообложении

На 18-м заседании Комитета горнорудной и металлургической промышленности Президиума НПП РК «Атамекен» (КГМП) под председательством заместителя председателя правления НПП РК Ельдоса Рамазанова и председателя КГМП Николая Радостовца обсуждался широкий круг вопросов. На повестке дня были проекты Кодекса РК «О недрах и недропользовании» и Налогового кодекса РК, вопросы развития сектора электроэнергетики РК до 2050 года, обеспеченности предприятий ГМК подвижным составом, санкций, применяемых в отношении субъектов в результате признания их контрагентов лжепредпринимателями, а также отчет о работе АГМП за первое полугодие 2017 года.

Открывая заседание, председатель Комитета горнорудной и металлургической промышленности Президиума НПП РК Н. Радостовец подчеркнул, что проекты Кодекса РК «О недрах и недропользовании» и Налогового кодекса РК, которые на сегодня возвращены в Правительство для доработки, взаимосвязаны и направлены на обновление сферы недропользования в Казахстане, создание условий для привлечений инвестиций в геологоразведку, поиск новых месторождений, открытие рудников, комбинатов, выпуск новой продукции. В разработке кодексов активно участвовали горнодобывающие компании в рамках созданных на площадке АГМП рабочих групп.

Выразив признательность НПП за поддержку горно-металлургического сектора по многим принципиальным вопросам, председатель КГМП акцентировал внимание на вопросах, не получивших своего разрешения в разработанных документах.

Во-первых, по Кодексу РК «О недрах и недропользовании» открытым остается вопрос о техногенных минеральных образованиях. С позиции Комитета горнорудной и металлургической промышленности, отходы, которые находятся на территории компаний и накапливались до 1992 года, должны быть переданы этим предприятиям безвозмездно, без уплаты эмиссий и НДПИ. Заскладированность отходами дестабилизирует работу компаний.

Во-вторых, к сожалению, ряд положений Экологического кодекса на сегодня тормозит развитие отрасли, к примеру, существуют проблемы вокруг квот, ограничивающих деятельность предприятий угольной и других подотраслей. В этой связи Н.Радостовец внес предложение о разработке нового Экологического кодекса, с учетом передовых наработок.

- Когда-то мы просили разработки Горного кодекса, который превратился в Кодекс о недрах и недропользовании, и на сегодня мы получили в целом прогрессивный документ, - уточнил он.

Третий не урегулированный вопрос – земельный. В КГМП полагают, что по земельным участкам, предоставляемым под недропользование, арендаторы должны решать вопросы напрямую с государством, а не с недропользователями, хотя бы в отношении стратегических объектов. А пока компании оказываются втянутыми в судебные тяжбы, которые тянутся месяцами.

Не решен и вопрос по налогу на сверхприбыль, которого нет в других странах и по сути является анахронизмом. Компании отрасли готовы компенсировать отмену бездействующего налога на сверхприбыль за счет рентного платежа и гарантируют, что это не приведет к выбытию средств из доходной части бюджета.

- На сегодня идет обсуждение социального налога, шкалы по индивидуальному налогообложению. Однако, на мой взгляд, нам нужна стабильность налогообложения, - отметил председатель КГМП. – Так, в течение двух лет мы обсуждали целесообразность введения в Казахстане налога с продаж, что, по моему мнению, отрицательно повлияло на динамику развития некоторых отраслей, - когда обсуждаются такие фундаментальные вопросы, все замирают в ожидании. Нам всем важно, чтобы отрасль характеризовалась не ожиданием, а реализацией новых проектов.

Н.Радостовец предложил поддержать идею стабилизации налогообложения и не вводить новшества в эту сферу.

На заседании Комитета представители компании SEEPX Energy Limited Екатерина дэ Вере Уолкер и Олег Архипкин презентовали видение развития сектора электроэнергетики РК до 2050 года. По итогам работы этой компании на основе анализа лучших мировых практик для Казахстана предложены рыночные механизмы, стимулирующие реализацию «зеленых» инициатив и внедрение ВИЭ, а также критерии выбора сбалансированного варианта развития электроэнергетики с минимизацией его стоимости для общества.

Основные рекомендации исследования включают: совершенствование механизмов оптового рынка электроэнергии до 2020 года, поэтапный план ввода механизмов компенсации мощности до 2030 года, а также переход от системы торговли выбросами парниковых газов к созданию углеродного Фонда и создания единого механизма поддержки низкоуглеродных проектов.

В исследовании также рассматриваются перспективные прорывные инновации, появление которых может существенно повлиять на энергетическую отрасль в долгосрочной перспективе (после 2030 года). В сценариях развития электроэнергетики предполагается интенсивное развитие электротранспорта, атомной энергетики, газовой генерации (на основе угольного метана), снижение потерь при передаче электроэнергии. Долгосрочный прогноз основывается на предположении появления прорывных инноваций: эффективных аккумуляторов, успешной реализации проектов по замыканию ядерного топливного цикла и развитию новых технологий передачи электроэнергии.

…О санкциях, применяемых в отношении субъектов в результате признания их контрагентов лжепредпринимателями, проинформировал директор представительства ТОО «KSP Steel» в г. Астана Меиржан Кенжебаев. Он сообщил о сложной ситуации, в которой находится компания, и высказал мнение о том, что налоговая задолженность лжепредприятия должна погашаться за счет самого поставщика работ или его дебиторов, а не его кредиторов, включая партнеров по бизнесу, в пользу которых были осуществлены работы.

Он уверен, что в случае признания судом компании лжепредпринимателем с нее и должен взыскиваться ущерб, причиненный государству. Ущерб рассчитывается исходя из суммы налогов (налог на добавленную стоимость, корпоративный подоходный налог), которые должно было уплатить лжепредприятие. Несправедливо взыскивать чужие налоги с покупателя. Предприниматель не должен нести ответственность за лжепредприятие, - ему приходится отстаивать свои интересы в суде.

М. Кенжебаев внес ряд предложений. Во-первых, в случае взыскания с лжепредприятия ущерба, причиненного государству, взыскание с контрагентов лжепредприятия сумм исключенного из зачета налога на добавленную стоимость и сумм доначисленного корпоративного подоходного налога неправомерно.

В этой связи, по его мнению, было правильным внести в Налоговый кодекс норму о том, что к контрагенту лжепредприятия не применяются последствия (исключение из зачета налога на добавленную стоимость и расходов из вычетов), если контрагент не знал и не мог знать о недобросовестности компании, признанного лжепредприятием (например, на момент совершения сделки свидетельство лжепредприятия о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость не было аннулировано), либо, если государство получило с лжепредприятия все причитающиеся с него налоги.

Во-вторых, налоговая задолженность лжепредприятия должна погашаться за счет самого поставщика работ (услуг, товаров) и/или за счет его дебиторов (дебиторской задолженности), но никак не за счет его кредиторов, включая партнеров по бизнесу, в пользу которых были осуществлены работы (услуги, товары).

В-третьих, в интересах налогоплательщиков можно дополнить Налоговый кодекс принципом добросовестности налогоплательщика, то есть налогоплательщик невиновен, пока его вина не будет доказана в установленном порядке, все сомнения трактуются в его пользу.

И, в-четвертых, на его взгляд, необходимо не гуманизировать санкции статей и сами статьи Уголовного кодекса Республики Казахстан по экономическим преступлениям, а наоборот ужесточить, так как данные преступления в совокупности дестабилизируют, разрушают экономику нашей страны.

С отчетом о работе Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий за первое полугодие текущего года выступил заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов. Он напомнил, что последние два года АГМП выполняет отдельные функции НПП РК  «Атамекен». По его информации, на сегодня в ассоциацию входят 108 компаний черной и цветной металлургии, урановой и угольной промышленности. С начала года ее ряды пополнили 12 предприятий, несколько компаний планируют войти в ее состав до конца 2017-го, что подтвердит статус АГМП как крупнейшего отраслевого объединения Казахстана. АГМП аккредитована в семи ключевых министерствах.

М.Кононов рассказал о деятельности ассоциации по таким направлениям, как недропользование, налогообложение, экология, вопросы электроэнергетики, транспортного обеспечения, промышленная политика, сфера естественных монополий, социальное партнерство, техническое регулирование, развитие кадрового потенциала. 

Поводя итоги заседания КГМП, заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Ельдос Рамазанов подчеркнул, что АГМП – одна из немногих ассоциаций, которая проводит активную работу по широкому спектру вопросов, и заметил, что многим ассоциациям следует брать с нее пример.

Пресс-служба АГМП

Яндекс.Метрика