РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ И ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Новости

19.10.2017

Энергетическая трилемма: обеспечение надежности, доступности и декарбонизации электроснабжения

Видение развития сектора электроэнергетики РК до 2050 года презентовала компания Advantgarde Group на очередном заседании Комитета энергетики Президиума Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен».

Открывая заседание, председатель Комитета энергетики Президиума НПП РК «Атамекен», председатель правления АО «Самрук-Энерго» Алмасадам Саткалиев отметил, что в настоящее время перед электроэнергетической отраслью стоят задачи по цифровизации, предопределяющей модернизацию основных активов, переустройство принципов управления бизнесом. Глава АО «Самрук-Энерго» напомнил, что в соответствии с новыми вызовами для отрасли актуальны и задачи по обеспечению надежности энергоснабжения, вводу новых объектов, реформе рынка энергетики. Большую работу в этом направлении проводит Национальная палата предпринимателей.

Выступая по первому вопросу с презентацией «Видения развития сектора электроэнергетики РК  до 2050 года», генеральный директор ТОО "Advantgarde Group" Руслан Мухамедов подчеркнул:

- Мы должны признать, что перед Казахстаном остро стоит проблема выбора дальнейшего пути развития электроэнергетики, поскольку сегодня отсутствует комплексное представление о целевых параметрах электроэнергетики страны. Принятые на сегодня программные документы - «Концепция перехода РК к «зеленой экономике», «Концепция развития ТЭК до 2030 года» -  явно требуют пересмотра. На сегодня мир стоит перед энергетической трилеммой – это обеспечение надежности, доступности и декарбонизации электроэнергетики.

По словам Р. Мухамедова, решение этой трилеммы невозможно без целостного видения целевой модели, которая должна быть принята по результатам предпринимаемых государством и участниками рынка мер. От того, какая целевая модель будет выбрана, будут зависеть конкретные инструменты, которые необходимо будет внедрять. Это могут быть механизмы оптового рынка, механизмы компенсации мощности, ценовая политика, тарифообразование, поддержка ВИЭ. Иначе, без принятия целевого видения все инициативы рискуют быть малоэффективными, а зачастую и противоречащими друг другу, требующими постоянных корректировок.

Подчеркнув особую значимость прозрачности и эффективности ценообразования, руководитель компании отметил, что сегодня в Казахстане цены устанавливаются административно, балансирующий рынок работает в имитационном режиме, а рынок дополнительных услуг не развит. Это означает, что цены не отражают реальную стоимость производства электроэнергии за единицу времени, и производители не заинтересованы работать по неровному графику, что критично для интеграции ВИЭ. Подавляющее количество (около 90%) электроэнергии продается через двусторонние договоры, поэтому централизованный рынок не репрезентативен для прозрачности ценообразования. Все эти факторы свидетельствуют о незавершенности процессов реформирования оптового рынка.

- В нашей работе много внимания уделено обоснованию того, что внедрение механизма компенсации мощности, любого, в том числе рынка мощности, не заменит плохо функционирующий оптовый рынок электроэнергии, а также схему «тариф в обмен на инвестиции». Любой механизм компенсации мощности должен рассматриваться в качестве дополнительной меры, обеспечивающей надежность электроснабжения в рамках целевого видения, - прокомментировал он.

Говоря о поддержке ВИЭ, Р. Мухамедов напомнил, что Казахстан выбрал наиболее привлекательный, с точки зрения инвестора, механизм фиксированного тарифа. Но мировой опыт показывает, что наиболее эффективный механизм поддержки ВИЭ, с точки зрения государства и участников рынка, - это интеграция ВИЭ в рыночные механизмы.

Иными словами, ВИЭ должны получать свой основной доход с оптового рынка, продавая электроэнергию наравне с традиционными генерациями, а также дополнительно получать фиксированную премию. Но для этого опять - таки должен быть прозрачный централизованный оптовый рынок электроэнергии.

В свою очередь в Казахстане имеет место искажение цены традиционной генерации стоимостью электроэнергии ВИЭ, и эта практика должна постепенно сводиться на нет. Вместо этого стоимость ВИЭ должна оплачиваться напрямую потребителями, как это делается во всем мире.

- Кроме ВИЭ, у нас есть множество более дешевых «зеленых» инициатив, дающих схожий экологический результат. Это модернизация инфраструктуры, энергосбережение, стимулирование и развитие газовой генерации, реализация других «зеленых» инициатив посредством создания прозрачных рыночных механизмов. По нашим оценкам, осуществление этих инициатив позволит сократить выбросы парниковых газов почти на 17 млн тонн СО2 эквивиалента, что соответствует выработке 20 млрд кВт/час. на ветровых и солнечных станциях, но при этом потребует значительно меньших затрат. Следовательно, в первую очередь в Казахстане следует заняться реализацией того потенциала снижения выбросов СО2, которые у нас есть и которые намного дешевле для общества, - пояснил спикер.

В результате исследования представлены основные рекомендации – это разработка стратегии развития электроэнергетики до 2030 года, совершенствование механизмов оптового рынка электроэнергии до 2020 года, реформирование рынка тепловой энергии до 2020 года, поэтапный ввод механизмов компенсации мощности в течение 2020-2030 годов, постепенный перевод ВИЭ на работу в рыночных условиях, переход от системы торговли выбросами парниковых газов к созданию низкоуглеродного фонда и единого механизма поддержки низкоуглеродных проектов.

…Резюмируя обсуждение первого вопроса, председатель Комитета энергетики Президиума НПП РК «Атамекен» Алмасадам Саткалиев отметил, что представленный проект важен с точки зрения Нацпалаты предпринимателей, стремящейся максимально учитывать интересы всех сторон. Возможно, это и есть то видение, которое приведет к балансу интересов и будет принято во внимание при изучении вопросов развития отрасли.

- Касаясь снижения выбросов, мы зациклились на парниковых газах, но давайте посмотрим на всю линейку выбросов, - здесь огромный диапазон для работы. Если даже на этом сосредоточить внимание, то можно существенно улучшить экологическую обстановку в стране. Нам предлагаются поэтапность, горизонты, которые полностью соответствуют прогнозам Всемирного энергетического совета, - высказал он свою позицию.

А. Саткалиев призвал представителей Комитета энергетики к конструктивному диалогу, детальному изучению представленных инициатив с тем, чтобы сформулировать и направить соответствующие предложения для рассмотрения в уполномоченный орган.

На заседании Комитета энергетики Президиума НПП обсуждались также возможности возобновления механизмов расчета по реактивной мощности, возможности внесения изменений в Закон РК от «Об электроэнергетике» в части продажи энергоснабжающей организацией электрической энергии другой энергоснабжающей организации, заключение договора о привлечении Ассоциации возобновляемой энергетики Казахстана к осуществлению функций НПП РК.

Пресс-служба АГМП


Яндекс.Метрика