РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ И ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Новости

21.11.2017

В русле принципов равноправия в евразийской интеграции

Для Казахстана, не имеющего выхода к морю, принципиально важен доступ к внешним рынкам. Поэтому наша страна с первых дней создания Евразийского экономического союза была заинтересована в максимальном устранении барьеров на пути товаров и услуг, в доступе к транспортной инфраструктуре соседних стран и соответственно развитии экспорта на дальние направления – в страны Юго-Восточной Азии, Европы, Японию.

Снять преграды, возникающие при транзите отечественных грузов через российские морские порты, призваны утвержденные Правительством РФ 20 октября текущего года Правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах.

- В результате трехлетней целенаправленной и кропотливой работы нашему Правительству под руководством Премьер-Министра Бакытжана Сагинтаева, наконец, удалось достичь принятия Правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах, которые позволят существенно повысить экспортный потенциал отечественных товаропроизводителей, и как следствие, активизировать внешнеторговые отношения, усилить конкурентоспособность экономики,  - считает исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец, напомнив, что Правительство Казахстана неоднократно выносило этот вопрос на Межправсовет ЕАЭС и убедило российскую сторону ввести данные Правила. Проблему прорабатывали антимонопольный и инфраструктурный блоки ЕЭК, наши министерства – нацэкономики, по инвестициям и развитию. Она поднималась на площадке НПП при активном участии АГМП.

Следующим шагом в достижении договоренностей предполагается заключение межправительственного соглашения, предусматривающего гарантированный объем перевалки грузов.

- Мы видим, что соглашение обретает конкретные формы. На сегодня проект документа разработан и направлен на рассмотрение российской стороне. Над ним в Казахстане работают уполномоченный государственный орган в лице МИР РК, а также Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен», - отмечает руководитель ассоциации. – Возможно, межправительственное соглашение будет подписано до конца текущего года и с января 2018 года вступит в силу.

Межправительственное соглашение между РФ и РК будет пилотным проектом союзных государств, своего рода эталоном для кооперации других стран Союза в русле принципов равноправия в евразийской интеграции. Оно не предполагает предоставление приоритетов для каких-либо стран, а создаст базу для развития интеграционных процессов и формирования единого рынка внутри ЕАЭС.

- Каждое из таких соглашений, заключаемое на принципах равного недискриминационного доступа позволит закрепить параметры перевалки грузов в морских портах РФ грузоотправителей из других стран ЕАЭС, - отмечает исполнительный директор АГМП. - Соглашение – это документ не одного дня, поэтому, на наш взгляд, оно должно быть скреплено подписями на уровне премьер-министров, чтобы у сторон не было возможности вносить в него коррективы и менять транспортную политику по конкретным объемам грузов. На документ особой значимости будут ориентироваться все экспортеры Казахстана и логистические структуры России.

Руководитель ассоциации полагает, что со снятием барьеров экспорт угля существенно увеличится, и это произойдет не в ущерб внутреннему рынку. Потому что угля в республике предостаточно, причем такого, который не используется на внутреннем рынке.

- Если бы было введено ограничение на экспорт угля, это не привело бы к снижению цен на него на внутреннем рынке, - считает Н. Радостовец. - Дело в том, что на экспорт казахстанские угледобывающие компании отправляют уголь мелких фракций, а топливо крупных фракций забирает население. С сокращением экспорта в силу технологических факторов угля крупных фракций производилось бы меньше, соответственно снизились бы объемы добычи. Это прекрасно понимает и Правительство, которое не поддержало предложение об ограничении экспорта твердого топлива.

Доступ к морским перевозкам открывает перед казахстанскими производителями широкие экспортные горизонты не только по углю, но и по большому спектру продукции, которую можно поставлять в страны Восточной Азии. В этой связи целесообразно пересмотреть логистические возможности экспорта, подходя к ним с позиции международного разделения труда. Комитету транспорта МИР РК, по мнению Н. Радостовца, необходимо акцентировать внимание на перевалке грузов с учетом международных требований, подтягивать экспортеров к новым рынкам сбыта через поиск дешевых путей транспортировки, формируя четкую позицию не только по работе с портами, не только с Россией, но и по взаимодействию с другими государствами.

Следует отметить, что транзит казахстанского угля предполагается осуществлять по разным направлениям – через Балтийские, Черноморские, Дальневосточные порты. При этом наиболее перспективными являются Дальневосточные, поскольку по техническим характеристикам они оптимально подходят для транспортировки угля.

Уникальная возможность отправлять каменное топливо на рынки государств Азиатско-Тихоокеанского региона появилась после того, как для стран ЕАЭС была введена унификация тарифов на железнодорожные перевозки, и ставки стали аналогичными внутренним, значительно уступающим транзитным тарифам.

Однако, к сожалению, почти сразу после принятия российской стороной Правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах Ассоциация морских торговых портов РФ выступила с предложением об исключении портов из перечня регулируемых государством субъектов естественных монополий. Но АГМП считает такую постановку вопроса некорректной, поскольку в таком случае утвержденные Правила и условия межправсоглашения не будут распространяться на порты, и вся проделанная работа будет нивелирована одним таким решением. Поэтому АГМП обратилась в коллегию Евразийской экономической комиссии с просьбой о недопущении подобной ситуации, создающей искусственные преграды на пути казахстанского экспорта. Тем более, что обеспечение равного доступа к услугам инфраструктурных (естественных) монополий, в том числе к услугам в морских портах – один из базовых принципов Договора о Евразийском экономическом союзе.

Принятие Правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах вселяет надежду, что в ближайшее время они будут подкреплены межправительственным соглашением о сотрудничестве в области транспортировки грузов через территорию РФ в третьи страны, гарантирующим осуществление долгосрочного транзита казахстанских грузов через территорию России, включая перевозку по железной дороге и перевалку через конкретные морские порты в согласованном количестве. Это будет одним из принципиальных шагов в развитии евразийской интеграции.

Пресс-служба АГМП

Яндекс.Метрика