На площадке АГМП состоялось совещание по обсуждению проекта Правил ведения автоматизированного мониторинга эмиссий в окружающую среду при проведении производственного экологического контроля под председательством директора департамента экологии и промышленной безопасности ассоциации Талгата Темирханова.
Документ разработан Министерством энергетики в соответствии с Экологическим кодексом РК и устанавливает правила проектирования и эксплуатации автоматизированных систем мониторинга за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников загрязнения при проведении производственного экологического контроля.
В ходе совещания представители горнодобывающих предприятий внесли предложения по корректировке положений проекта документа, касающихся предпроектного обследования и проектирования объектов непрерывных измерений, установки аналитического оборудования, внедрения автоматизированных систем мониторинга за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Напомним о предыстории этого вопроса, который берет начало с конца 2017 года, когда при выдаче разрешений на эмиссии к компаниям ГМК стали предъявлять требование о включении мероприятий по разработке проектов по внедрению систем автоматизированного онлайн — мониторинга за выбросами загрязняющих веществ на источниках в рамках природоохранных мероприятий. Данные проекты должны быть разработаны в 2018 году, при том, что в системе нормативно-правовых актов РК отсутствуют соответствующие правила, регламентирующие порядок установки датчиков, не определены перечень загрязняющих веществ, порядок передачи данных (частота, операционное обеспечение и т.д.). Вместе с тем, для написания технического задания необходимо предоставить первичные данные, которых, соответственно, на сегодняшний день нет. Крайне сжатые сроки, дополнительные финансовые затраты, которые повлекут за собой эти мероприятия, естественно, вызвали у компаний ГМК большую обеспокоенность.
Между тем, на разработку нормативно-правового акта, регламентирующего порядок функционирования системы онлайн — мониторинга, в России, Беларуси предусматривалось от 4 до 9 лет с разбивкой на этапы (проведение анализа мировой практики, привлечение институтов и заинтересованных сторон, апробация в пилотном режиме и т.д.). В проекте правил, разработанных в РФ, каждая отрасль проводит мониторинг основных загрязняющих веществ, присущих именно ей. Например, в нефтегазовом секторе основными загрязняющими веществами являются органические вещества, в металлургии – диоксид серы, в энергетике и теплоэнергетике — окись азота и СО соответственно, тем самым требования в РФ для каждой отрасли установлены по основным загрязняющим ингредиентам.
В этой связи АГМП ранее поднимала вопрос о необходимости проведения аналитической работы по отраслям (в том числе в ГМК) с привлечением иностранных специалистов, изучении опыта России и Беларуси. Тем более, что возникают риски невыполнения компаниями природоохранных мероприятий по разработке проектов, и соответственно возможности отзыва разрешений со стороны Комитета экологического регулирования и контроля Министерства энергетики РК. В АГМП уверены, что сжатые сроки разработки Правил ведения автоматизированного мониторинга эмиссий в окружающую среду не позволят подготовить качественный документ, имеющий для отрасли большую значимость.
По итогам совещания решено направить выработанные предложения и замечания к проекту Правил ведения автоматизированного мониторинга эмиссий в окружающую среду на рассмотрение в Министерство энергетики РК для дальнейшего обсуждения.
Пресс-служба АГМП