Золотодобывающие предприятия просят снять ограничения на экспорт драгоценных металлов. Об этом на 4-ом заседании Подкомитета золотодобывающей промышленности Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности (КГГУМП) Президиума НПП РК «Атамекен» сообщил его руководитель Канат Баитов.

Председатель Подкомитета золотодобывающей промышленности озвучил данные Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, согласно которым за 8 месяцев 2023 года производство руды золотосодержащей составило 22 млн  088 тыс. тонн, за тот же период 2022 года – 24 млн 296 тыс. тонн; производство концентратов золотосодержащих – 196,4 тыс. тонн, за тот же период 2022 года – 282,6 тыс. тонн; производство серебра необработанного и полуобработанного — 633 300 кг, за тот же период 2022 года – 694 384 кг.

По словам К.К.Баитова, поступательному движению отрасли способствовал принятый в 2016 году Закон РК «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», направленный на поддержку отечественной ювелирной промышленности и обеспечение максимально возможной переработки золотосодержащего сырья на территории Казахстана.

В соответствии с этим законом Национальный банк имеет приоритетное право покупки аффинированного золота. Благодаря данному закону и введенному в 2015 году запрету на вывоз золотосодержащего сырья государство сохранило все добытое золото в стране, а с помощью трех аффинажных заводов приумножило свои золотые запасы. При этом аффинажный завод «Тау-Кен Алтын» стал самостоятельным аккредитованным игроком, способным эффективно работать в рыночных условиях.

При этом, согласно официальным данным, Нацбанк за первые шесть месяцев 2023 года продал за границу 67 тонн золота. В прошлом году Нацбанк, взявший курс на снижение доли золота в своих международных резервах, продал 120 тонн золота, снизив его долю в своих резервах с 68 до 63%. А к концу 2023 году Нацбанк намерен сократить долю металла в своих резервах до уровня 50-55%.

— Мы считаем, что на сегодня Нацбанк вполне может перейти к практике выкупа лишь части выпускаемого золота, позволив производителям экспортировать драгметалл самостоятельно, — продолжил К. Баитов. – Экспорт для казахстанских предприятий — это исполнение контрактных обязательств, оборот денежных средств, которые необходимы для эффективной деятельности предприятий, выплаты заработной платы рабочим, уплаты налогов в бюджет и т. д. Как известно, многие предприятия ГМК являются крупными налогоплательщиками и имеют обязательства по уплате кредитов и займов, предоставленных инвесторами.

В этой связи Ассоциация Драгмет предложила принять меры по либерализации экспорта драгоценных металлов. В Ассоциации считают, что благодаря этим мерам золото может стать каналом поступления валюты в страну. Снятие ограничений на экспорт золота позволит расширить доступ золотодобытчиков к мировому капиталу в виде займов, дать возможность предприятиям отрасли получить ликвидность для пополнения оборотного капитала и финансирования САРЕХ-программ, более широкой конкуренции среди переработчиков аффинажного передела.

Эту инициативу Ассоциации Драгмет поддержали ведущие золотодобывающие компании – АО «АК «Алтыналмас», ТОО «Корпорация Казахмыс», ТОО «Казцинк», ТОО «Полиметалл Евразия».

Поэтому Ассоциация Драгмет обратилась в Национальный банк РК с просьбой рассмотреть возможность отказа от права преимущественной покупки выпускаемого аффинированного золота в отдельных случаях и предоставления недропользователям разрешения на экспорт аффинированного золота для реализации зарубежным покупателям. На сегодня в Нацбанке изучают пути решения этого вопроса.

На заседании первый заместитель Председателя Правления АО «Национальная геологическая служба» Айбек Ижанов остановился на вопросах создания прозрачного онлайн-реестра заявителей с отражением даты подачи заявки, актуализации портала изученности, свободного доступа к архивным геолого-геофизическим данным.

Он отметил, что Национальная геологическая служба в своей работе нацелена на оказание комплексной сервисной поддержки инвесторам посредством открытого доступа к геологической информации и эксплуатации портала minerals.gov.kz.

В соответствии с задачей, поставленной Главой государства в недавнем Послании от 1 сентября 2023 года довести к 2026 году площадь геолого-физической изученности с текущих 1,5 млн до не менее 2,2 млн кв. км., Национальная геологическая служба планирует до конца текущего года полностью завершить работы по геологическому доизучению площадей масштаба 1 : 200 000, то есть площадь покрытия страны составит 100%, или 1255,5 тыс. кв. км. Общий охват территории страны геолого-физической изученностью составит в 2024 году 2012,9  тыс. кв. км., в 2025 году – 2036,7  тыс. кв. км. и к 2026 году 2200 тыс. кв. км. Разработана вся необходимая для этих работ проектно-сметная документация.

Национальная геологическая служба предоставляет открытый доступ к геологической информации, за исключением геологической информации, признаваемой конфиденциальной согласно Кодексу о недрах или секретной в соответствии с законодательством о государственных секретах.

— На сегодня в Республиканском геологическом фонде  хранятся более 6,5 тыс. единиц секретных геологических материалов советского периода, подлежащих рассекречиванию. Уже до конца этого года мы планируем рассекретить 1,5 тыс. отчетов. В последующем продолжим эту работу на системной основе. В связи  с чем мы внесли в ВПС МЦРИАП РК предложения по пересмотру вопроса в части корректировки грифа секретности картографических материалов геологического назначения  СССР на основании пункта 1 статьи 24 Закона РК «О государственных секретах». Ускорение процесса работы по приведению хранящихся в Республиканском геологическом фонде  секретных геолого-геофизических материалов в соответствие с ведомственными перечнями сведений госорганов, подлежащих засекречиванию, облегчит и расширит свободный доступ к геолого-геофизическим материалам, — заключил А. Ижанов.

С предложениями по внесению изменений в Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» в части исключения ювелирных украшений, используемых для личного потребления, выступил председатель Лиги ювелиров Казахстана Кайсар Жумагалиев. Он сообщил, что в статье 9 пункта 1 этого закона указано, что предметами религиозного назначения являются предметы, изделия и атрибуты, необходимые для отправления богослужения и религиозных обрядов, а также содержащие элементы религиозной символики. В статье 2 данного закона отмечается, что реализация предметов религиозного назначения допускается только в культовых зданиях, духовных организациях образования, а также в специально отведенных местах. Ювелирные украшения – это не только стандартные украшения, но и с  религиозной символикой, к примеру, нательные крестики, кольца с изображением полумесяца и звезды.

­– Наши ювелиры вынуждены проходить экспертизу, подтверждающую, что  то или иное ювелирное изделие не является предметом отправления богослужения, — сказал он. — Экспертиза проводится за счет государства, но ювелирам приходится тратить время, так как она проводится только в Астане. И сколько экспертиз мы ни проходили, ни одна из них не отнесла ювелирное изделие к предметам отправления религиозных, культовых обрядов. В связи с чем мы обращались в Министерство юстиции, Парламент с просьбой внести изменения в закон и исключить статью  о том, что ювелирные украшения относятся к предметам отправления религиозного назначения. К сожалению, Министерство национальной экономики  отказалось поддержать наше предложение со ссылкой на то, что данный вид деятельности не является предпринимательской и не облагается НДС. Хотя  в Постановлении Правительства «Об утверждении перечня критериев подбора предметов религиозного назначения, ввозимых религиозными организациями» определен перечень  предметов, которые относятся к предметам религиозного назначения, освобожденных при ввозе от платы НДС, и в нем не указаны ювелирные украшения с религиозной символикой и тематикой. Несмотря на это, при ввозе мы платим НДС. Поэтому мы обратились в Ассоциацию Драгмет, НПП РК «Атамекен» с просьбой внести изменения в закон и исключить ювелирные украшения с религиозной символикой из числа предметов, подлежащих прохождению религиоведческой экспертизы.

Предложение Лиги ювелиров Казахстана принято в работу Подкомитетом ЗДП.

Пресс-служба АГМП