На площадке НПП «Атамекен» состоялось заседание Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности Президиума НПП РК «Атамекен».

В формате «онлайн» конференции, эксперты, представители Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (далее — АГМП) обсудили наиболее актуальные проблемы экологического кодекса, вопросы целесообразности сохранения, расширения института частных перевозчиков на МЖС Казахстана. Особое внимание было уделено принятию ряда антикризисных мер по поддержке геологоразведочной отрасли.

В Казахстане готовятся принять новый Экологический кодекс. Правительство уже утвердило проект документа. Однако бизнес-сообщество подвергло его критике за ряд существенных недостатков. Так, ранее отвечая на этот вопрос Председатель комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности НПП «Атамекен» Николай Радостовец заявил, что этот проект Экологического кодекса опасен для экономики страны:

«Согласно проекту нового Экокодекса, государство постоянно будет увеличивать экологические платежи и штрафы, при этом не предоставляя промышленным предприятиям экономических стимулов для внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) в целях снижения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Если взять европейские стандарты, то стоимость внедрения наилучших доступных технологий в масштабах всего Казахстана измеряется даже не миллионами, а миллиардами долларов. Это огромные суммы для наших предприятий. Масштабная реализация дорогостоящих проектов по внедрению НДТ без господдержки скажется на росте себестоимости производимой промышленной продукции и снижении ее конкурентоспособности на мировых рынках. Это может привести к сокращению или даже остановке производств, и, как результат, к массовым увольнениям», — конец цитаты.

Главными источниками доходов Казахстана по-прежнему остаются нефтегазовая и металлургические отрасли. Если эти сферы пострадают, то это сразу по цепочке скажется на бюджете страны, малом и среднем бизнесе и, в конечном итоге, на доходах населения.

«Сейчас, на данном этапе сложно окончательно сказать, что проект Экологического кодекса готов, так как уже нами внесено 36 поправок. Поэтому он находится на доработке, а часть внесенных поправок – на согласовании у Правительства. Но можно сказать, что уже есть понимание по ряду спорных моментов», — отметил в своем выступлении заместитель исполнительного директора АГМП Ербол Закариянов.

О целесообразности расширения института частных перевозчиков на МЖС и оценки эффективности АО «НК «КТЖ», рассказала участникам совещания эксперт и руководитель проектов в международной компании «Roland Berger» Полина Денисова.

Так, по ее мнению, для развития института частных перевозчиков в Республике Казахстан необходимо предпринять ряд мер:

в-первую очередь, обеспечить свободный допуск на сеть частных грузовых перевозчиков;

во-вторых, гарантировать независимость органов, отвечающих за антимонопольное регулирование, недискриминационный доступ и защиту конкуренции и расследования случаев нарушений;

в-третьих, обеспечить организационное, финансовое и учетное разделение национального оператора инфраструктуры и национального перевозчика для обеспечения прозрачности затрат и создания препятствий субсидированию только одного вида деятельности за счет другого;

в-четвертых, внедрить План по демонополизации и тарифному руководству к либерализации тарифа на локомотивную тягу при достижении частными перевозчиками доли рынка минимум 30% от грузооборота на сети КТЖ.

 «Все это способствует созданию равных возможностей работы на всех направлениях для национальных и частных перевозчиков, защиты прав частных перевозчиков и реальное обеспечение конкурентной среды, а также невозможность возникновения привилегированного положения для национального перевозчика», — отметила в своем выступлении Полина Денисова.

Одним из существенных рисков для ГМК является предлагаемое в настоящий момент со стороны АО «НК «КТЖ» установление ценовых пределов на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС) на 2021-2025 годы. Об этом в ходе совещания рассказал Заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов:

«Ценовые пределы — это новация принятого в 2019 года закона о естественных монополиях, согласно которому ценовыми пределами обозначаются максимальные и минимальные уровни тарифов в виде индексов повышающих или понижающих коэффициентов к тарифам на услуги МЖС».

Также Максим Кононов подчеркнул, что в рамках, утвержденных КРЭМ ценовых пределов, КТЖ вправе самостоятельно повышать или понижать тарифы на услуги МЖС, в соответствии с правилами формирования тарифов. Этот документ на сегодняшний день утвержден. В этих правилах есть несколько критериев для применения понижающего или повышающего коэффициента.

Для повышающего коэффициента – это увеличение объемов в случаи улучшения конъюнктуры рынка сбыта до 20% при том, что транспортная составляющая не должна превышать в цене груза 10%. Но по факту правила, которые на сегодняшний день утверждены, не предусматривают повышающий коэффициент, потому что там предельный коэффициент равняется единице.

В заявке КТЖ применяется немного другой подход, в частности на период с 2021 по 2025 гг. предусмотрены коэффициенты от 0,89 (понижающий) до 1,47 (повышающий). Если такие заявки будут утверждены, то уже к 2021 году дополнительно может быть увеличение тарифов на МЖС до 45 %.

Одновременно АО «НК «КТЖ» внесло в Правительство предложения по изменению законодательства по ценовым пределам, предусматривающие возможность повышения тарифов на услуги МЖС для всех экспортных и импортных перевозок грузов до уровня не менее 50% транзитного тарифа.

«Очевидно, что для отрасли это несет огромные риски. Это означает, что тарифы на экспортные и импортные перевозки могут увеличится в 2-3 раза, что подорвет конкурентоспособность ГМК. Для системообразующих предприятий дополнительные затраты на ближайшие 5 лет могут составить около 600 млрд. тенге», — сообщил Максим Кононов.

В ходе совещания были также презентованы меры поддержки геологической отрасли РК, разработанные АГМП совместно с Ассоциацией производственных геологических организаций при участии госорганов и предприятий отрасли.

В качестве экономических стимулов предусматриваются возможности отнесения к НИОКР расходов по финансированию геологоразведочных работ, освобождение геологоразведки от НДС, поскольку, по сути, геологическое изучение недр на 70-80% выполняет научные задачи. Геологоразведочные работы являются изучением недр, а не недропользованием, отличаются высокими рисками, завершаясь обнаружением и оценкой ресурсов и запасов полезных ископаемых в виде научно-производственных отчетов, а их финансирование является инвестициями в недра и осуществляется в основном за счет государственного бюджета и на конечной стадии – на средства частных инвесторов.

По мнению депутата Мажилиса Парламента РК Г. Баймахановой, в результате зарегулированности процесса получения права недропользования, практически мало чем отличающегося от других видов твердых полезных ископаемых – меди, полиметаллов и пр., развивается хищническая добыча с превращением отдельных районов страны в безжизненное пространство. Кроме того, отсутствует цивилизованный рынок ОПИ из-за неравного доступа к недропользованию местного малого бизнеса и строителей дорог, обычно являющихся «варягами» и особо не беспокоящихся о том, что после них останется.

Развитие индустрии освоения большого количества месторождений ОПИ будет способствовать повышению самодостаточности экономики.

АГМП совместно с ОЮЛ «Ассоциация производственных геологических организаций РК» для стимулирования развития геологической отрасли считает необходимых принятие следующих мер:

— освобождение геологоразведки от НДС;

— актуализация Норм времени и расценок по объектам ГГИН;

— предоставление преференций для обновления оборудования;

— уменьшение цены на дизельное топливо для геологоразведочных компаний, и др.

В завершении, все участники онлайн встречи выразили надежду на то, что все их предложения будут учтены и реализованы в ближайшем будущем.

 

Пресс-служба АГМП