Разработать Дорожную карту развития ГМК, предусмотрев в ней механизмы реализации поручений Главы государства по развитию отрасли, консолидировав для осуществления документа усилия бизнеса и государства. Такое решение был принято на 39-ом заседании Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности (КГГУМП) Президиума НПП РК «Атамекен» под председательством руководителя Комитета Николая Радостовца. В мероприятии приняли участие вице-министр промышленности и строительства Ильяс Оспанов, руководители структурных подразделений МПС РК.

На повестке дня были вопросы недропользования, налогообложения, развития внутристрановой ценности, реформирования биржевого законодательства, закупок ТРУ недропользователями и другие. Кроме того, на заседании принят План работы Комитета и Подкомитетов геологической отрасли и золотодобывающей промышленности на 2024 год.

Обсуждая актуальные вопросы в сфере недропользования по твердым полезным ископаемым (ТПИ), участники встречи отметили, что действовавшая  в течение прошлого года рабочая группа по внесению изменений в Кодекс о недрах продолжит свою работу.

Тем более, как отметил заместитель исполнительного директора АГМП Ербол Закариянов, остается ряд правовых норм, препятствующих деятельности недропользователей. К примеру, законопроектом по вопросам недропользования предусматривается вывод из оборота понятия опытно-промышленной добычи (ОПД) по лицензии на разведку ТПИ. Однако АГМП считает это предложение нецелесообразным, поскольку ОПД является составной, завершающей частью геологоразведочных работ. Результаты ОПД необходимы для составления ТЭО кондиций, без которой ресурсы рудного объекта не могут быть отнесены к категории выше Indicated. Разработчик предлагает предусмотреть возможность перехода на добычу при наличии любой категории ресурсов. Однако такой подход несет риски для недропользователя: после получения лицензии на добычу и проведения технолого-экономической оценки может оказаться, что проводить добычу невыгодно, либо отработанная на малых пробах технология может быть неприменима или экономически нерентабельна при промышленной отработке месторождения. Если месторождение окажется непригодным к отработке, никто не возместит недропользователю затраты на получение лицензии на добычу.

— Для упорядочения деятельности по ОПД в период разведки предлагаем внедрить практику разработки проектного документа для ОПД по аналогии с проектными документами на добычу, а также ввести ограничения по объемам ОПД, к примеру, не более 1-5% от подсчитанных запасов или ресурсов, — подчеркнул Е.К.Закариянов.

Другой проблемный вопрос связан с тем, что ранее недропользователи были вправе на основании Закона РК «О недрах и недропользовании» проводить операции по разведке в пределах участка недр, определенного горным отводом. Это давало возможность проводить геологоразведочные работы в пределах контрактной территории и тем самым приращивать запасы полезного ископаемого эксплуатируемого месторождения. Однако с принятием Кодекса РК «О недрах и недропользовании» эта статья утратившего силу Закона была исключена.

На заседании было предложено урегулировать вопрос о возможности проведения разведки в пределах контрактной территории по ранее заключенным контрактам на добычу твердых полезных ископаемых, в том числе по контрактам на добычу общераспространенных полезных ископаемых.

В целях улучшения инвестиционного климата было предложено также внести в Кодекс о недрах поправки в части исключения требования о проведении экономической экспертизы проектов дополнений к контрактам на недропользование на добычу ТПИ.

Как прокомментировал директор Департамента недропользования МПС РК Алмас Кушумов, все эти вопросы будут рассматриваться в рамках рабочей группы. Законопроект по вопросам недропользования включен в план законопроектных работ Правительства на 2024 год, он будет внесен на рассмотрение в Мажилис Парламента РК в декабре текущего года. Поэтому рабочая группа будет еженедельно обсуждать актуальные вопросы недропользования.

В центре внимания на заседании была разработанная АГМП Дорожная карта развития ГМК. Председатель КГГУМП Николай Радостовец обратил внимание на отсутствие в стране стратегического документа по развитию ГМК, и как следствие отсутствие четких представлений, как будет работать отрасль ГМК в 2024 году и в последующие годы. Он предложил включить в Дорожную карту мероприятия по реализации поручений Главы государства по развитию отрасли и утвердить выработанный документ совместным решением МПС РК, НПП и АГМП.

Данное предложение поддержал председатель Комитета промышленности МПС РК Азамат Панбаев, отметив, что при разработке и реализации Дорожной карты необходимо активизировать работу и других госорганов, в том числе экономического блока Правительства. По его словам, министерство открыто и готово принять к рассмотрению документ.

В свою очередь советник председателя президиума НПП «Атамекен» Гульнара Бижанова подчеркнула:

— Мы предлагаем встраиваться в общую канву совместно бизнесу и государству. Неслучайно Глава государства подчеркивал, что бизнес должен стать равноправным партнером государственного аппарата.

По ее мнению, Дорожная карта должна включать оценку потребностей в ГМК, текущую проблематику, а также обновляться с определенной периодичностью, возможно, раз в квартал.

…Как известно, на рассмотрении в Сенате Парламента РК находится законопроект, предусматривающий введение инструмента лицензирования экспорта сырья (первичных металлов). Предполагается ужесточить порядок обеспечения отечественным сырьем предприятий обрабатывающей промышленности путем выдачи лицензий на вывоз из территории Казахстана первичных металлов.

Предложения АГМП этого механизма озвучил первый заместитель исполнительного директора ассоциации Максим Кононов.

— Важный момент заключается в порядке выдачи лицензий, сроках ее выдачи, — сказал он. — Мы считаем, что лицензия должна выдаваться не менее, чем на год, а еще лучше, чтобы она была привязана к долгосрочным экспортным контрактам.

М.Кононов акцентировал внимание на риске перепродажи приобретенного с дисконтом металла и предложил четко отработать этот момент в соответствующих Правилах, чтобы не допустить манипуляций, когда субъект, имитируя переработку металла, может перепродавать его дальше и зарабатывать на арбитраже.

Касаясь вопросов развития внутристрановой ценности, первый заместитель исполнительного директора АГМП отметил, что на протяжении второй половины прошлого года совместно с НПП и МПС обсуждался ряд поправок в Кодекс о недрах, Закон о промполитике, касающихся нового механизма по стимулированию недропользователей приобретать отечественные товары. На сегодня обсуждаются меры ответственности, которые должны быть, с одной стороны, рабочими, с другой, не должны превращаться в излишнее бремя, налагать неоправданные риски на недропользователей. МПС предлагает внедрение в отношении недропользователей ряда неустоек за несоблюдение порядка приобретения товаров, которые могут вылиться в миллиардные суммы.

— Мы считаем выдвигаемые со стороны МПС санкции и неустойки явно завышенными. При том условии, что крупные недропользователи не против выполнения этих обязательств. Они готовы разрабатывать программы внутристрановой ценности. Но есть много нюансов, требующих уточнения, — прокомментировал М.Кононов.

На заседании было отмечено, что обсуждение этих норм будет продолжено, поскольку они не должны ухудшать положение недропользователей и инвестиционную привлекательность отрасли, не должны приводить к грубым нарушениям гарантий прав недропользователей, предусмотренных Кодексом о недрах.

Свою позицию по вопросам развития внутристрановой ценности и лицензирования экспорта металлов высказал вице-министр промышленности и строительства Ильяс  Оспанов, заверив, что госорганы не проводят одностороннюю политику, напротив, бизнес и государство выстраивают четкие правила игры, решают вопросы на основе взаимопонимания и консенсуса.

Реформирование биржевого законодательства и закупок ТРУ недропользователями осветили управляющий директор – директор Департамента ГМК НПП РК «Атамекен» Рустам Шунтуков и директор Департамента техрегулирования и метрологии АГМП Асель  Калдарбек. Они проинформировали, что МПС иницировало законодательную поправку, направленную на ограничение закупок товаров недрпользователями ТПИ на товарных биржах только Перечнем биржевых товаров. Вместе с тем, депутаты Мажилиса Парламента инициировали исключение нестандартизированных товаров из понятия «биржевой товар», что сделает невозможным дальнейшее осуществление биржевых закупок нестандартизированных товаров, в том числе недропользователями. По словам докладчиков, учитывая, что товарные биржи на сегодня являются единственным способом оперативного закупа товаров, необходимо предоставить переходный период до 1 января 2025 года по введению норм в части исключения нестандартизированных товаров из товарных бирж.

Предложено также МПС совместно с НПП и АГМП продолжить работу по совершенствованию системы закупок недропользователей путем предоставления недропользователям альтернативных механизмов или условий для осуществления оперативного закупа, а также усовершенствования Правил приобретения недропользователями и их подрядчиками ТРУ, используемых при проведении операций по добыче твердых полезных ископаемых.

Об актуальных вопросах налогообложения ГМК на заседании рассказал первый заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов. Он сообщил, что в настоящее время продолжается работа по подготовке нового Налогового кодекса РК, который должен вступить в силу с 1 января 2025 года.

Вместе с тем, на площадке Министерства национальной экономики ведется активное обсуждение вопросов совершенствования системы налогообложения предприятий ГМК. Со своей стороны АГМП и НПП внесли предложения по применению временной нулевой ставки НДПИ для месторождений с внутренней нормой рентабельности не выше 15%, в т.ч. для отдельных участков действующих месторождений, стимулированию разработки техногенных минеральных образований и геологоразведочных работ, стимулированию МСБ в сфере ГМК, отнесению на вычеты расходов недропользователей на формирование фонда ликвидации последствий разработки месторождений, отнесению на вычеты по КПН всей суммы расходов недропользователей на развитие социальной сферы регионов.

Учитывая значимость данных вопросов для повышения инвестиционной привлекательности и обеспечения эффективной работы ГМК, по словам первого заместителя исполнительного директора АГМП М. Кононова, на текущем этапе важна поддержка уполномоченного госоргана. В ответ представители Министерства промышленности и строительства РК на заседании сообщили о готовности содействовать в решении вопросов налогообложения.

Пресс-служба АГМП