В Сенате Парламента РК состоялся Правительственный час на тему: «Основные подходы и концептуальные вопросы налоговой политики и модернизации налогового администрирования в новом Налоговом кодексе в рамках реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана».

Об актуальных вопросах налогообложения ГМК депутатов проинформировал первый заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов. Он обратил внимание на вопросы, вызывающие особую озабоченность у горно-металлургического сектора, представители которого являются одними из крупнейших налогоплательщиков Казахстана.

В последние годы горно-металлургический комплекс испытывает на себе систематическое давление со стороны фискальных органов, выражающееся в перманентных инициативах по повышению налоговой нагрузки, — сказал он. — Одним из последних результатов этого стало увеличение ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 1 января 2023 года на 50% в отношении биржевых металлов и на 30% – в отношении небиржевых. В качестве обоснования для подобных инициатив уполномоченными государственными органами приводятся доводы о низкой налоговой нагрузке на ГМК, которая по расчётам Министерства финансов составляет около «8-9 процентов».

Вместе с тем, по его словам, у предпринимателей остается немало вопросов как по методологической, так и по экономической обоснованности использования существующей Методики расчёта налоговой нагрузки. Их общий вывод сводится к тому, что с учетом всех имеющихся у ГМК обязательств, которые названная Методика игнорирует, реальная налоговая и финансовая нагрузка на отрасль существенно выше цифр, декларируемых уполномоченным государственным органом.

— По нашим расчётам, текущий уровень налоговой нагрузки (при расчёте данного показателя как соотношения общего объема уплаченных налогов к налогооблагаемому доходу) для сектора добычи металлических руд превышает 50% (с учетом последнего повышения ставок НДПИ), — уточнил М. Кононов.

Он отметил, что чрезмерное фискальное давление на отрасль и отсутствие стабильности налогообложения существенным образом уменьшают инвестиционную привлекательность ГМК и снижают темпы развития отрасли. С учетом повышения налогов часть имеющихся на территории РК месторождений твердых полезных ископаемых и вовсе становится нерентабельной для разработки.

Первый заместитель исполнительного директора АГМП высказал мнение относительно  инициативы о повышении ставок корпоративного подоходного налога (КПН) для ГМК. С его точки зрения, есть сомнения в обоснованности такого шага. Совместно с рядом предприятий в ассоциации провели расчеты влияния повышения ставок КПН на их экономику. Полученный результат вполне очевиден – даже повышение ставки КПН на 5% приведет к существенному ухудшению финансовых показателей и риску приостановки отдельных инвестиционных проектов.

— Мы должны понимать, что налоговая нагрузка на ГМК Казахстана сегодня уже превышает аналогичные показатели ряда стран, таких как Чили, Австралия и другие, что существенно снижает привлекательность отрасли ГМК по сравнению с нашими основными конкурентами в борьбе за инвестиции, — подчеркнул спикер. — В этой связи базовым предложением АГМП является стабилизация налогов для ГМК и создание предсказуемых условий для работы предприятий отрасли.

В ходе Правчаса М. Кононов остановился также на вопросах геологоразведки, приоритетное развитие которой Глава государства определил  в недавнем Послании народу Казахстана. На сегодня в этой сфере имеется ряд проблем, не в последнюю очередь связанных с налогообложением. К примеру, проблема недофинансированности геологоразведки напрямую связана с отсутствием гарантий возможности отнесения на вычеты понесенных недропользователями затрат. Так, в соответствии с действующими нормами статей 258 и 723 Налогового кодекса, расходы недропользователя по контракту (лицензии) на разведку не подлежат вычету при исчислении КПН при неуспешной разведке. Такие положения законодательства дестимулируют инвестиции в эту сферу.

— Мы предлагаем внедрить порядок, когда в случае прекращения контракта на разведку, в рамках которого отсутствует коммерческое обнаружение, расходы на геологоразведочные работы вычитались бы из совокупного годового дохода налогоплательщика в налоговом периоде, когда прекращен контракт на разведку, — сказал спикер. — Также в соответствии с действующими нормами статьи 259 Налогового кодекса возможность учета расходов на ГРР по контракту на разведку при исчислении КПН по другим контрактам на добычу недропользователя установлена только для недропользователей нефтегазовой отрасли. Отсутствие аналогичного права у недропользователей ГМК ограничивает инвестиционный потенциал данной сферы. В качестве отдельной меры стимулирования проведения ГРР предлагаем ввести право недропользователя на возврат НДС по расходам на ГРР по истечении каждого налогового периода, независимо от результатов разведки или наличия экспорта.

И третий вопрос, на котором заострил внимание депутатов Максим Кононов, касается налогообложения техногенных минеральных образований (ТМО). Проблема заключается в том, что в настоящее время вопрос налогообложения извлечения ТПИ из ТМО не в достаточной мере урегулирован нормами Налогового кодекса. Применение стандартных ставок НДПИ при извлечении полезных компонентов из ТМО делает такие проекты нерентабельными.

Отсутствует определенность в вопросе обложения НДПИ добычи твёрдых полезных ископаемых из состава ТМО, находящихся в собственности налогоплательщиков и не являвшихся недрами в понимании Кодекса о недрах.

— В этой части мы предлагаем синхронизировать отраслевое и налоговое законодательство: если данная категория ТМО не относится к недрам, то она априори не может облагаться НДПИ. Существуют также ТМО, находящиеся в собственности государства. По ним выдаются лицензии на недропользование. Для стимулирования переработки таких ТМО мы предлагаем применять понижающий коэффициент 0,1 к действующим ставкам НДПИ, — резюмировал первый заместитель исполнительного директора АГМП.

Пресс-служба АГМП