На площадке АГМП состоялось совещание по проблеме дефицита средств взрывания с участием представителей МЧС РК, МИИР РК и предприятий ГМК.

С начала 2022 года предприятия горно-металлургического комплекса испытывают дефицит средств взрывания, которые необходимы для проведения буровзрывных работ и являются критичными для деятельности любой горнорудной компании.

В прошлые годы средства взрывания поступали в нашу страну из Российской Федерации. Но с изменением геополитической ситуации поставки средств взрывания от российских производителей стали фрагментарными и дозированными, некоторые производители и вовсе отказываются экспортировать товары в Казахстан ввиду необходимости покрыть дефицит на внутреннем российском рынке.

В свою очередь казахстанские производители средств взрывания — ТОО «Искра-Сервис Плюс», АО «Орика-Казахстан» — из-за дефицита импортных комплектующих оказались не в состоянии в полной мере обеспечить потребности предприятий ГМК.

Для выхода из крайне сложной ситуации, возникшей на казахстанском рынке средств взрывания, АГМП направила ряд обращений в государственные органы. Этот вопрос выносился на обсуждение на нескольких совещаниях ассоциации с участием уполномоченных органов.

В своих обращениях АГМП предложила госорганам предусмотреть возможность упрощенного допуска на казахстанский рынок альтернативных вариантов средств взрывания производства Турции, Чехии, Испании и других стран с использованием (временным) на территорию РК средств взрывания без 13-тизначного идентификационного кода, регламентируемого пунктом 94 Правил обеспечения промышленной безопасности для опасных производственных объектов, утвержденных Приказом Министра по инвестициям и развитию РК № 343 от 30 декабря 2014 года.

В мировой практике не применяется правило по нанесению 13-тизначных номеров изготовителей изделий на взрывчатых веществах. Действует оно только в Казахстане. Российские производители подстраивались под казахстанских заказчиков и наносили эти коды. Делать то же самое при изготовлении средств взрывания и инициирования специально для Казахстана не имеют возможности  производители из других стран — Kapeks, Austin Powder, Dyno Nobel и т. д., — как следует из их ответов на неоднократные обращения предприятий ГМК. Эти средства приобретаются у них в больших объемах, и наносить на каждое из них код, выполняя огромный объем работы, они считают неоправданным. Таким образом, 13-тизначный код остается серьезной преградой на пути поставок в нашу страну средств взрывания.

С учетом обсуждений на совещании решено вынести данный вопрос на ближайшее заседание Совета по взрывному делу.

АГМП также выступила с предложением предусмотреть упрощение и сокращение сроков выдачи лицензии на импорт взрывчатых материалов промышленного назначения с 30 до 10 рабочих дней.

В своем комментарии представитель МИИР РК отметил, что упрощение импорта и сокращение срока выдачи лицензии повлечет за собой снижение эффективности экспортного контроля и угрозу национальной безопасности. Лицензия распространяется не только на взрывчатые вещества, но и действует на импорт оружия, урановой продукции и так далее, поэтому снижение срока ее выдачи коснется всех видов продукции.

На совещании было предложено выделить средства взрывания, предназначенные для промышленного обеспечения, в отдельную от импорта оружия и т.д. категорию, а также рассмотреть выдачу лицензий, если не за 10, то за 15 или 20 дней.

АГМП планирует продолжить обращаться в уполномоченные органы, чтобы разорвать замкнутый круг бюрократических препонов, сложившихся вокруг нехватки средств взрывания. Тем более, ситуация длится более года и остается сложной, а прекращение буровзрывных работ грозит остановкой работы горнодобывающих предприятий.

Пресс-служба АГМП

 

Send this to a friend