В Алматы состоялась презентация Второго экспертного обзора законодательства и политики Казахстана в области конкуренции.
В июне 2025 года в Париже проект Обзора был одобрен Председателем Комитета по конкуренции ОЭСР, с участием наблюдателей конкурентных ведомств Греции, Коста-Рики и Молдовы.
— Обзор служит важным ориентиром для текущих и будущих реформ. С момента первого обзора Казахстан продемонстрировал твердую приверженность реформам, направленным на приведение нашего законодательства в соответствие с международными стандартами, — подчеркнул, открывая встречу, председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Марат Омаров.
За последние годы Казахстан принял пять пакетов антимонопольных поправок, что значительно улучшило правовую базу. Среди ключевых достижений — отмена реестра доминантов, прекращение преследования за параллельное повышение цен без доказательства сговора, уточнение критериев согласованных действий. Также отменен строгий запрет на вертикальные соглашения, вместо него введен принцип разумного подхода
— Все это демонстрирует приверженность Агентства дальнейшему совершенствованию своей деятельности и последовательной реализации рекомендаций ОЭСР. Наши приоритеты включают укрепление правовой базы, усиление институциональной независимости и правоприменения, повышение качества анализа, развитие кадрового потенциала, — отметил Марат Омаров.
Экспертный обзор является вторым анализом конкурентного законодательства и политики страны после первого обзора ОЭСР, проведенного в 2016 году. Он охватывает реформы, проведенные за последние 10 лет.
Международное сотрудничество Комитета по конкуренции ОЭСР (Комитет) с антимонопольными ведомствами стран осуществляется в рамках проведения анализа конкурентного законодательства и имплементации лучших международных практик мира. Начиная с 1998 года, ОЭСР проводит углубленные страновые обзоры национальных законов и политик в области конкуренции.
Значимость Второго экспертного обзора конкурентного законодательства Казахстана в своем выступлении подчеркнул исполнительный директор АГМП Николай Радостовец.
По его мнению, для решения ключевой задачи — демонополизации экономики — необходимо расширить план приватизации. Несмотря на включение 675 объектов в план приватизации на 2021–2025 годы и продажу около 984 объектов, системная доля государства остается высокой.
Руководитель ассоциации также поддержал инициативу об усилении полномочий Антимонопольного агентства.
— Сегодня АЗРК проводит анализ рынков, согласует экономические концентрации и борется с картелями, однако у агентства отсутствует ключевой инструмент — право выдавать обязательные предписания госорганам и квазигосударственным компаниям в случае обнаружения антиконкурентных действий. Эта норма должна быть закреплена законодательно. АЗРК должно иметь полномочия официально обязывать министерства, акиматы, холдинги и национальные компании отменять решения, нормы и барьеры, которые ограничивают конкуренцию. Без этой меры демонополизация невозможна. Это соответствует международным стандартам ЕС, США, Великобритании и Южной Кореи, где антимонопольные органы обладают таким правом, — отметил Николай Радостовец.
По его словам, АЗРК должно действовать более решительно, а государство — расширить инструменты регулятора для эффективной борьбы с монополиями и создания равных условий для частного сектора.
Пресс-служба АГМП