Проект Концепции развития топливно-энергетического комплекса РК до 2030 года в части развития угольной промышленности и электроэнергетики был предметом обсуждения на совещании, прошедшем на площадке АГМП с участием руководителей управлений и департаментов  МИИР РК, МЭ РК, АО «КазТрансГаз».

В АГМП документ был детально изучен, по нему выработан ряд предложений и замечаний, касающихся развития угольной промышленности. Как отметил первый заместитель исполнительного директора АГМП Тулеген Муханов, в новой редакции Концепции ТЭК перспективы развития угольной промышленности сужены до переработки угля и выпуска новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью. Не уделено внимание другим направлениям, к примеру, внедрению цифровых технологий в угольной отрасли, налаживанию экспорта угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, повышению привлекательности отрасли для иностранных инвестиций, устранению препятствий при транспортировке угля в Китай, РФ и Украину, повышению качества и экологизации сжигания угля. Все эти перспективные направления предложено включить в документ в виде дополнительных блоков.

Предложения по отдельным разделам Концепции озвучил директор Департамента угольной промышленности и энергетики АГМП Рустам Шунтуков. По его словам, нецелесообразно установление государственного регулирования цен на уголь, как это предусмотрено проекте Концепции ТЭК, поскольку контроль за ценами крупных игроков на рынке добычи угля уже осуществляют антимонопольные органы. Тем более цены на уголь формируются в условиях рынка. Госрегулирование цен на уголь может привести к сокращению добычи, снижению инвестиционной привлекательности отрасли.

Следующий блок предложений связан с ключевыми проблемами угольной промышленности. В текущей редакции Концепции информация об этом приводится сжато, ограничивается слабым развитием переработки угля и углехимии. Этот перечень предлагается расширить, обратив внимание на ежегодное увеличение себестоимости производства угля за счет удорожания импортного оборудования, закупаемого в иностранной валюте, дизельного топлива и других рыночных факторов. Для недопущения неконтролируемого роста стоимости производства угля необходимо проработать возможность закупа дизельного топлива по льготным ценам по аналогии с аграрной промышленностью. К тому же развитие рынка частных железнодорожных перевозок могло бы способствовать доступности железнодорожных перевозок (расширение парка локомотивов и вагонов), а также снижению стоимости перевозки угля железнодорожным транспортом. Такой расширенный перечень даст объективное представление о сегодняшнем состоянии угольной промышленности.

В свою очередь руководитель Управления черной металлургии и угольной промышленности КИРПБ МИИР РК Жант Игисинов поддержал замечания ассоциации и предложил согласовать их с компетентными органами — представителями министерств торговли и интеграции, национальной экономики, Комитета техрегулирования и метрологии МНЭ, АО «НК «КТЖ».

На совещании также обсуждались предложения и замечания по развитию электроэнергетики.

— Мы предлагаем внести в Концепцию следующие замечания, — сказал руководитель по конкуренции Евразийской группы Николай Пичкарев. – Во-первых, мы предлагаем в анализ текущей ситуации включить не только несогласованность государственной политики ввиду разделения полномочий между различными государственными органами, но и отсутствие комплексного подхода при решении задач электроэнергетической отрасли.  У нас ВИЭ развивается само по себе, газовая отрасль сама по себе, развитие альтернативных источников энергии вообще законодательством не предусматривается. Каждая задача по развитию ТЭК решается обособленно, и каждое направление рассматривается отдельно, вне зависимости от других направлений. Мы считаем, что необходимо должным образом расставить приоритеты и предусмотреть комплексный подход при решении задач, а именно создание резервов мощности и регулировочной мощности, развитие электрических и газовых сетей, развитие альтернативной и возобновляемой энергетики и т. д.

Во-вторых, к ключевым проблемам относится отсутствие стимулов для развития альтернативных источников энергии, производящих электрическую энергию путем использования вторичных энергетических ресурсов (доменный, ферросплавный и коксовый газ, метан дегазации угольных месторождений).

В Концепции по переходу к «зеленой экономике» для минимизации нагрузки на окружающую среду предусмотрено направление по развитию альтернативных источников энергии, доля которых согласно целевому индикатору должна к 2030 году составить 30% в общей выработке электроэнергии. Предприятия горно-металлургического комплекса имеют высокий потенциал развития альтернативных источников энергии, поскольку в их технологическом процессе образуется побочный продукт, являющийся вторичным энергетическим ресурсом (доменный, ферросплавный и коксовый газ, газ метан дегазации угольных месторождений), который сжигается на факеле, а мог бы использоваться для генерации электроэнергии. В частности, в настоящее время прорабатывается вопрос строительства утилизационной электрической станции на базе Актюбинского завода ферросплавов.

В раздел «Атомная промышленность», по мнению спикера, необходимо включить положение о том, что при принятии решения о строительстве АЭС следует учитывать высокие удельные капитальные вложения и, как следствие, дополнительный рост стоимости электроэнергии и электрической мощности для потребителей страны. Необходимо учесть влияние строительства АЭС на промышленные энергоемкие предприятия, сохранение конкурентоспособности их продукции на внутреннем и внешних рынках.

Н. Пичкарев отметил, что стоимость строительства атомной станции в несколько раз превышает стоимость строительства традиционных и альтернативных источников энергии и без мер поддержки проект АЭС является нерентабельным. Рентабельность АЭС может быть обеспечена только за счет использования принципа «единого котла» и соответствующего увеличения стоимости электроэнергии и мощности для всех потребителей страны.

В таком случае будет нивелировано конкурентное преимущество казахстанских товаропроизводителей в виде дешевой угольной генерации. Кроме того, в Казахстане есть дефицит регулирующих мощностей, способных маневренно восполнять дефицит в энергосистеме и покрывать пиковые нагрузки. В условиях развития солнечной и ветровой генерации эта проблема актуальна для всего Казахстана.

Для обеспечения баланса между потреблением и генерацией АО «KEGOC», как системный оператор, вынужден привлекать к регулированию электростанции России. Стоимость российского регулирования очень высокая. АО «KEGOC» ежегодно закладывает в бюджет порядка 10-12 млрд тенге для этих целей. При этом атомная электростанция не может использоваться для регулирования энергосистемы.

— В связи с этим считаем целесообразным отказаться от строительства АЭС и сделать упор на строительстве на юге Казахстана новых маневренных электростанций, — убежден он. — Развитие маневренных мощностей позволит снизить расходы на российское регулирование и в перспективе создать резерв маневренных мощностей.

Обсуждение разделов Концепции ТЭК, касающихся развития угольной промышленности и электроэнергетики, будет продолжено на площадке АГМП.

Пресс-служба АГМП

 

 

Send this to a friend