На внеочередном заседании Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности Президиума НПП РК «Атамекен», прошедшем под председательством руководителя Комитета Николая Радостовца, обсуждались вопросы разработки нового Налогового кодекса РК, предложения Рабочей группы по стимулированию переработки техногенных минеральных образований.

По вопросу разработки нового Налогового кодекса РК, инициатив министерства нацэкономики, озвученных 2 мая текущего года на заседании Совета по экономической политике, выступили заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Гульнара Бижанова, председатель Комитета Николай Радостовец, первый заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов, представители компаний ГМК и отраслевых объединений.

Члены Комитета поддержали необходимость перехода с налога на добычу полезных ископаемых на роялти. Однако ввиду того, что на сегодня отсутствуют конкретные предложения по механизму исчисления роялти, остаются неясными вопросы определения сбалансированных ставок роялти, администрирования и многие другие, представители предприятий ГМК высказались против поспешного перехода на роялти с принятием нового Налогового кодекса. Вместо этого предложено включить данный вопрос в Концепцию налоговой политики РК до 2030 года с тем, чтобы тщательно проанализировать вопросы расчета роялти в связи с наличием приобретаемого сырья, действующих вертикально-интегрированных производств, определения этапов переделов и т. д., выработав по ним взвешенные подходы с целью недопущения ухудшения инвестиционного климата в ГМК.

По мнению членов Комитета, большие риски и проблемы создаст введение дифференциации ставок НДПИ в зависимости от цен на сырьё/металлы, предложенное МНЭ. Подобный налог, при котором чем выше цена, тем выше ставка, может стать своего рода «реинкарнацией» налога на сверхприбыль, который применялся в Казахстане в отношении твердых полезных ископаемых  до 2018 года. К тому же отсутствует методика дифференциации ставок НДПИ, остаются неуточненными многие детали – какие цены, за какой период будут учитываться и другие. При этом в мире механизм, аналогичный тому, который был предложен МНЭ, отсутствует.

— У предприятий появятся очевидные риски для получения кредитования в связи с таким кардинальным изменением схемы расчёта НДПИ, поскольку все существующие инвестпроекты просчитывались исходя из текущих параметров данного налога. Очевидно, что возможное увеличение цен повлечет повышение налоговой нагрузки. Причём оно будет кратным, поскольку действующий механизм НДПИ и без того привязан к ценам, то есть предполагает увеличение платежей при их росте. Более того, мы не должны забывать о том, что ставки НДПИ для ТПИ и так были повышены совсем недавно — с 1 января 2023 года, — отметил первый заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов, предложив сохранить действующий порядок уплаты НДПИ.

По налогообложению техногенных минеральных образований представители Комитета подтвердили ранее озвученную ими позицию о том, что ТМО, находящиеся в собственности недропользователей, не должны облагаться НДПИ, поскольку по ним уже ранее были взысканы налоги, и по действующему законодательству они не относятся к недрам. При этом по ТМО, находящимся в собственности государства, могла бы применяться пониженная ставка НДПИ.

Как подчеркнул первый заместитель исполнительного директора АГМП, в целом на сегодня в ГМК отмечается снижение объемов производства, вызванное неблагоприятными внешними и внутренними факторами.  Налоговая нагрузка на ГМК страны, рассчитанная как соотношение уплаченных налогов к прибыли до налогообложения, на сегодня составляет 50-55%, что выше аналогичного показателя в таких странах, как Чили, США, Перу, Китай, Австралия, Россия  и другие, что делает нашу страну непривлекательной с точки зрения инвесторов. Помимо налоговых отчислений, предприятия ГМК несут существенную социальную нагрузку. К примеру, только в текущем году на ликвидацию последствий паводков со стороны ГМК было выделено порядка 100 млрд тенге.

— Перед компаниями ГМК поставлены комплексные задачи по снижению экологического воздействия и внедрению дорогостоящих «зеленых» технологий, развитию внутристрановой ценности и реализации металлов на внутренний рынок с дисконтом, увеличению глубины переработки сырья и реализации новых инвестпроектов, — отметил М. Кононов. — Для обеспечения стабильного функционирования отрасли дальнейшее увеличение налоговой нагрузки является неприемлемым, и приведет к оттоку инвестиций и дальнейшему снижению объемов производства.

Представители Комитета направят сформулированную консолидированную позицию по вопросам налогообложения ГМК в госорганы.

О промежуточных результатах заседаний Рабочей группы по вопросу стимулирования переработки техногенных минеральных образований рассказал ее руководитель, заместитель исполнительного директора АГМП Ербол Закариянов. Рабочая группа рассматривает предложения о внесении изменений в Кодекс о недрах и недропользовании, Налоговый и Экологический кодексы в части стимулирования переработки ТМО. Планируется принять во внимание позицию ученых по научному подходу к переработке ТМО. Все выработанные поправки в кодексы будут представлены членам Комитета и согласованы с госорганами.

Пресс-служба АГМП