Проблемы поставок казахстанского угля в направлении Украины транзитом через территорию РФ поднял заместитель исполнительного директора Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Максим Кононов на встрече председателя правления НПП РК «Атамекен» Аблая Мырзахметова и председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаила Мясниковича с казахстанским бизнес-сообществом.

Заместитель руководителя АГМП напомнил, что препоны в экспортных поставках у отечественных угольных компаний появились после 1 июня 2019 года, когда вступило в силу Постановление Правительства РФ №460-25, согласно которому в числе прочих позиций в Перечень товаров, вывоз которых осуществляется на основании разрешений, выдаваемых Минэкономразвития, были включены каменный уголь, каменноугольный кокс, лигнит и другие виды продукции угольной промышленности.

— В октябре 2019 года между Казахстаном и Россией на двустороннем уровне была достигнута договоренность о согласовании российской стороной транзита казахстанского угля в объеме 140 тыс. тонн в месяц, — подчеркнул М. Кононов. — Однако в последующем данные договоренности не сработали, что  привело к срыву контрактов, неисполнению обязательств казахстанских компаний перед украинскими покупателями и уходу угольных компаний с этого рынка. Так, если до 2019 года на рынок Украины транзитом через РФ отправляли уголь 8 казахстанских угольных компаний, то сейчас на постоянной основе отгружают только 3.

Отметив, что с учетом снижения спроса на уголь в странах ЕС и Восточной Азии украинский рынок на сегодня для Казахстана является одним из стратегических, заместитель исполнительного директора АГМП акцентировал внимание на том, что вопрос транзита угля через территорию РФ обсуждается на площадке Комиссии уже более полутора лет, однако конкретных результатов не достигнуто, решения о необходимости устранения барьера в адрес российской стороны вынесено не было.

Обратившись к председателю Коллегии ЕЭК, М. Кононов высказал просьбу в возможно короткие сроки принять Решение Коллегии ЕЭК об уведомлении российской стороны о необходимости исполнения обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС и снятия ограничений, применяемых Российской Федерацией в отношении угля, экспортируемого из Казахстана в Украину, вывоз которого с таможенной территории ЕАЭС на территорию Украины осуществляется из Российской Федерации.

… В ходе встречи поднимались и другие острые для Казахстана и Евразийского экономического союза вопросы. Это проблемы цементной отрасли, транзитные конфликты между странами (торговля санкционными товарами), применение мер защиты внутреннего рынка.

Как отметил глава НПП, Михаил Мясникович — первый председатель ЕЭК, который встретился с казахстанскими предпринимателями. На заре становления Союза со стороны бизнесменов было много критики, споров и вопросов в части таможенного регулирования, транзита, сейчас стоят вопросы общего рынка.

— Сейчас мы видим, что в  целом у бизнеса есть понимание, что Союз состоялся и это надолго. Понятно, что страны планировали получить выгоду от такого большого рынка, на это рассчитывали и предприниматели Казахстана. Многие вопросы решены, но бизнесу всегда хочется эффективно, оперативно решать свои проблемы, и мы тесно сотрудничаем с Комиссией в этом направлении. У Нацпалаты налажен постоянный контакт с министерствами, органами Союза, — отметил Аблай Мырзахметов.

За 2020 год объем товарооборота Казахстана с ЕАЭС составил 19.7 млрд долларов, сократившись, по сравнению с 2019 годом на 9%. Экспорт за аналогичный период упал на 14%, при этом в сравнении с 2014 годом наблюдается сокращение на 23%.

Снижение наблюдается во всех странах-участницах Союза. По мнению Михаила Мясниковича, недостатки в падении  объемов ВВП и жизненного уровня связаны с несколькими факторами: пандемия, снижение цен на нефть и невысокая производительность труда.

— Мы в течение 6 лет развивались не очень активно и остановились на уровне 27 тысяч долларов на душу населения, и движения нет. Возникает вопрос, исчерпали ли мы возможности в рамках ЕАЭС, или нужны новые точки роста? Безусловно, в наших странах недостаточно высокая производительность труда. Она невысокая не потому, что люди плохо работают. Требуются новые производства, и необходима диверсификация экономик, — сказал глава ЕЭК. — Необходимо стратегическое планирование и рыночная конъюнктура, которые закреплялись бы правительственными документами.

В ходе выступления Михаил Мясникович отметил, что на сегодняшний момент Комиссии удалось решить вопрос доступа стран Союза к закупочным площадкам друг друга. Предпосылкой стала разработка и утверждение правил  определения страны происхождения товаров для целей госзакупок. К сведению, объем рынка госзакупок стран Союза  составляет 152 млрд. долларов.

– Это огромные средства, и, безусловно, представители бизнес-сообщества могут свободно заходить на площадку госзакупок всех стран и участвовать в конкурсных закупках. Надеемся, что производители Казахстана зарегистрируют товары в реестре и примут участие в закупках стран, особенно России. На сегодня 126 млрд. долл  — госзакупки Российской Федерации, и вы знаете, что были постановления, которые не допускали на рынок производителей из других стран. И благодаря  усилиям Комиссии все производители имеют равные условия на рынке госзакупок, — сказал Михаил Мясникович.

В то же время Председатель Комиссии подчеркнул, что знает о претензиях предпринимателей всех стран Союза к работе Комиссии.

— Да, не все проходит гладко. Стараемся в работе использовать меньше лозунгов по интеграции, надо решать практические вопросы. Но почему сложно решать проблемы? Зачастую закрываются рынки стран под патриотическими лозунгами защиты суверенитета. Суверенитет – это, конечно, дело святое, все мы должны этим руководствоваться, все мы патриоты, но при этом нельзя исходить из того, чтобы мы были суверенно бедными. Это вызывает обратную реакцию у партнеров по Союзу, которые вводят контрмеры, хотя есть и нарушения права, которые напрямую не связаны с суверенитетом, — подчеркнул он.

Глава Коллегии ЕЭК напомнил, что Комиссия готовит план действий по реализации Стратегии-2025, в рамках которой предполагается создание совместных евразийских компаний как производственного интеграционного ядра Союза.

Подготовлено по материалам пресс-службы НПП РК «Атамекен»

Фото: пресс-службы НПП РК «Атамекен»

Пресс-служба АГМП

 

 

 

 

Send this to a friend