С предложением отложить внесение проекта Экологического кодекса в Парламент на один год исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец выступил на выездном заседании Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента РК, прошедшем на площадке ассоциации KAZENERGY.

В центре внимания участников встречи – депутатов Мажилиса Парламента РК, представителей Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК, Министерства национальной экономики РК, НПП РК «Атамекен», АГМП, Ассоциации экологических организаций Казахстана, Казахстанской электроэнергетической ассоциации, ассоциации KAZENERGY — был проект Экологического кодекса РК.

В своем выступлении исполнительный директор АГМП подчеркнул, что крупные компании ГМК за последние 10 лет выплатили более 20 млрд тенге экологических платежей. В свою очередь местные исполнительные органы на улучшение окружающей среды направляют лишь 3-7% от поступающих платежей.

— Однако экологическая ситуация в регионах не улучшается. Более того, в промышленных городах Павлодар, Караганда, Усть-Каменогорск показатели индекса загрязнения атмосферного воздуха превышают средний уровень в 2-2,5 раза, — констатировал Н. Радостовец.

Хотя в ходе обсуждения проекта Экологического кодекса РК высказывается предложение оставлять эти средства предприятиям в полном объеме, возникают вопросы о необходимости пересмотра трехгодичного бюджета, бюджетного классификатора. Однако такие поправки не предусмотрены в Налоговом и Бюджетном кодексах, — эти вопросы находятся в компетенции Министерства национальной экономики и Министерства финансов.

Второй момент, на который обратил внимание руководитель ассоциации, — проект Экологического кодекса РК предусматривает разработку справочников по НДТ на основании аналогичных методик, которые разработаны Европейским бюро по комплексному предотвращению и контролю загрязнений окружающей среды. Однако европейские стандарты не учитывают наши реалии, технологическое и техническое оснащение, экономические возможности предприятий. Поэтому предложено разработать казахстанские справочники НДТ, приняв во внимание опыт создания российского справочника по НДТ. Тем более, необходимо учитывать фактор интегрированности нашей экономики в единое пространство ЕАЭС.

Исполнительный директор АГМП отметил, что даже если экологические платежи будут оставаться у предприятий, на внедрение НДТ на эти средства потребуется не один десяток лет.

Не имея возможности получить комплексное экологическое разрешение, предприятия вынуждены будут остановить свою производственную деятельностью, что приведет к высвобождению работников.

— АГМП инициировала разработку Экологического кодекса. Но сейчас мы попали в сложную ситуацию, практически в тупик, — подчеркнул он.

Поэтому спикер призвал обратиться к опыту других стран, в которых при внедрении НДТ вводились стимулирующие меры.

С позиции АГМП, для минимизации финансовой нагрузки на горно-металлургический сектор от реализации НДТ необходимо внедрить механизм налоговых преференций.

Освобождение от налоговых платежей только за эмиссии не покроет тот дефицит финансовых средств, который будет необходим для реализации НДТ. Поэтому для обеспечения стабильности в обществе и на рынке ассоциация предлагает такие дополнительные меры стимулирования, как освобождение от земельного налога, налога на имущество, корпоративного подоходного налога, таможенных платежей при импорте оборудования и комплектующих, ввозимых для внедрения НДТ, а также применение ускоренной амортизации на объекты НДТ и механизма инвестиционного налогового кредита.

Облегчение налогового бремени должно иметь целевое назначение и применяться только при переходе на режим внедрения НДТ, что в конечном итоге позволит максимально эффективно и быстро достичь снижения объемов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Руководитель ассоциации отметил, что расчет экономических моделей реализации предлагаемых разработчиком инициатив и подготовки стимулирующих мер для того, чтобы не допустить спада в промышленности и остановки предприятий, потребует дополнительного времени. Поэтому, по его словам, целесообразно отложить внесение проекта Экологического кодекса в Парламент на один год.

— Нам нужно время, чтобы концептуально сориентироваться, определив для себя, что мы будем двигаться по российскому, а не европейскому пути, разработать пакет стимулирующих мер, чтобы в результате улучшилась экологическая ситуация, были сохранены рабочие места, — резюмировал он.

Пресс-служба АГМП

Send this to a friend