На площадке АГМП состоялось совещание по обсуждению предложений в административное законодательство в части экологических правонарушений под председательством директора Департамента экологии АГМП Гулназ Бисеновой.

В центре внимания  был вопрос введения альтернативной меры в виде штрафных санкций при превышении нормативов эмиссий взамен санкций по приостановке деятельности системообразующих предприятий, – такое протокольное поручение было дано на совещании по вопросам экологии, прошедшем в Правительстве под председательством заместителя Премьер-Министра РК Романа Скляра с участием руководителей министерств экологии, геологии и природных ресурсов; индустрии и инфраструктурного развития; энергетики, АГМП и крупных горнодобывающих предприятий.

…В Кодексе РК об административных правонарушениях (пункт 3 статьи 328) за систематическое (более двух раз) в течение года превышение нормативов эмиссий либо превышение нормативов эмиссий в два раза продолжительностью более трех часов подряд предусматривается штраф в размере двадцати тысяч процентов от соответствующей ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении превышенного количества загрязняющих веществ, с приостановлением действия экологического разрешения по эксплуатации соответствующего источника эмиссии.

При этом, как отметили участники совещания,  критерии существенности, за которые предусмотрена санкция в виде приостановления действия разрешения, установлены субъективно, отсутствует взаимосвязь между систематическим превышением и критериями существенности воздействия на окружающую среду, определенными экологическим законодательством. Вследствие чего санкция в виде приостановления не соответствует характеру и масштабу правонарушения.

И хотя эта норма Кодекса предполагает приостановку только для отдельного источника (участка), на котором выявлено превышение, в условиях непрерывного производственного процесса, например, на металлургическом предприятии, она может привести к остановке всего завода и повлечь за собой еще большие негативные последствия, связанные с остановкой и последующим запуском в эксплуатацию.

Поэтому на совещании, организованном ассоциацией с участием представителей предприятий – членов АГМП, детально обсуждалась возможность введения альтернативной меры в виде штрафных санкций при превышении нормативов эмиссий. Предлагалось, в частности, определить критерии системности нарушений, чтобы санкции соответствовали их характеру и масштабу, внести коррективы в пункты 2 и 3 статьи 328 в части применения штрафных санкций на юридических лиц – в размере пятнадцати тысяч процентов от соответствующей ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду за совершенное повторно превышение технологических нормативов выбросов на том же источнике эмиссий в течение календарного года, а субъектами крупного предпринимательства – в течение трех календарных лет после наложения административного взыскания в отношении превышенного количества загрязняющих веществ и исключение нормы в части приостановления действия экологического разрешения по эксплуатации соответствующего источника эмиссии или производственного участка. Прозвучало также предложение закрепить в КоАП способ оценки превышенного объема эмиссий в соответствии с действовавшими ранее требованиями, определяемыми «Правилами экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды». Ранее штраф по ст.328 КоАП применялся одновременно с косвенной оценкой ущерба, после отмены которой так и не появились четкие нормативные требования к определению превышенного объема эмиссий для расчета штрафа.

Сформированная консолидированная позиция по внесению изменений в Административный кодекс по вопросам экологических правонарушений будет направлена на рассмотрение в уполномоченный орган.

Фото: из открытых источников

Пресс-служба АГМП

Send this to a friend