Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК провел публичные слушания по заявке АО «НК «Қазақстан темір жолы» на утверждение тарифа на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС) и подъездных путей на 2026–2030 годы.

На слушаниях руководство уполномоченного органа объявило, что в связи с введением Правительством моратория на повышение тарифов субъектов естественных монополий стоимость услуг МЖС и подъездных путей останется прежней до конца первого квартала следующего года. В то же время в соответствии с законодательством о естественных монополиях в текущем году завершается действие пятилетнего железнодорожного тарифа,  поэтому КРЕМ принял заявку на его пересмотр.

Согласно докладу КТЖ, прежние тарифы действовали в 2021-2025 годах. За этот период были открыты вторые пути на участке Достык-Мойынты, проводился капительный ремонт путей, мостов и подвижного состава, была закуплена техника, велось развитие инфраструктуры – железнодорожных линий Дарбаза-Мактаарал, Мойынты-Кызылжар, Бахты-Аягоз и других.

Обоснование роста стоимости услуг на предстоящий период включает влияние инфляции, повышение цен на материалы, топливо и электроэнергию, необходимость ремонта дорог, модернизацию основных средств,  реализацию новых инфраструктурных проектов и завершение текущих крупных строек, в том числе железнодорожных линий Мойынты-Кызылжар,  Дарбаза-Мактаарал, Алтынколь-Жетыген, Бахты-Аягоз и других.

По данным КТЖ, пересмотра в сторону увеличения требуют и тарифы на услуги подъездных путей. Среди факторов — необходимость проведения капремонта путей, рост заработной платы производственного персонала, удорожание материалов верхнего строения пути.

Исполнительный директор АГМП Николай Радостовец в ходе слушаний предложил пересмотреть методологию расчета тарифов, поскольку текущий подход не учитывает тарификацию услуг МЖС для транзитных перевозок. Несмотря на рост  транзита, остается неочевидным, сколько платят грузоотправители по  транзиту и как распределяются эти средства. Международные эксперты, подчеркнул он, рекомендуют применять принцип «единой кассы».

Сегодня существуют тарифы для транзита и для внутренних экспортных перевозок. При этом инвестиционные программы в основном закладываются в тарифы отечественных товаропроизводителей-экспортёров, но не в тарифы для транзитных грузов. Отсутствие тарификации МЖС на транзитные перевозки, по словам руководителя ассоциации, — нонсенс.

Исполнительный директор АГМП также обратил внимание на заложенное в методологии стремление сузить дифференциацию по родам грузов. В итоге цена перевозки угля может приблизиться к цене перевозки нефти. Между тем опыт стран, входящих с Казахстаном в единое экономическое пространство, демонстрирует сохранение дифференциации. Такая практика действует в России, Белоруссии, а также в Китае, Индии, Бразилии, Великобритании, США.

По его оценке, отказ от дифференциации станет мультипликатором инфляции. Казахстан удалён от основных рынков сбыта, обладает большой территорией, и железнодорожная логистика занимает значительную долю в стоимости почти любого товара.

Ключевым фактором при рассмотрении тарифов, по мнению спикера, должна стать программа повышения эффективности работы национального перевозчика.

За последние пять лет, отметил он, тариф на перевозки грузов увеличился в два с половиной раза, что стало существенной нагрузкой для бизнеса.

— Мы, как грузоотправители, учитывая галопирующий рост инфляции в Казахстане, предлагаем пересмотреть принципы ценообразования, применить принцип «единой кассы», разработать программу эффективного использования ресурсов КТЖ и формирования эффективной структуры, — резюмировал исполнительный директор АГМП.

Представители КТЖ, в свою очередь, сообщили, что для перевозок грузов предприятий ГМК — угля, железной и цветной руды, а также зерна, химических и минеральных удобрений — установлен минимальный, для перевозчика убыточный тариф. Цель компании — обеспечить покрытие себестоимости этих перевозок в течение пяти лет.

Дифференциация по родам грузов, по их словам, сохраняется, однако предлагается её упростить: сейчас перечень охватывает 23 вида грузов, что делает систему чрезмерно детализированной и громоздкой.

Управляющий директор — директор Департамента ГМК НПП «Атамекен» Рустам Шунтуков отметил, что предлагаемый КТЖ рост тарифов превышает уровень инфляции. При этом угольные компании не получают поддержки из бюджета и реализуют инвестиционные проекты за счёт собственных средств. В разгар отопительного сезона предприятия добросовестно исполняют обязательства по обеспечению населения углём, и любое повышение железнодорожных тарифов скажется на цене топлива, что население немедленно почувствует.

— У нас появляется критика в адрес угледобывающих предприятий. Непонятно, почему при разрешении КТЖ повышать тарифы «крайними» оказываются компании, которые выполняют свои обязательства? Более того, за последние три года тарифы на услуги МЖС выросли вдвое; в 2024 году тарифы на услуги МЖС повышались пять раз, — сказал он.

Рустам Шунтуков предложил КРЕМ рассмотреть возможность утверждения заявленного повышения на уровне инфляции; установить, учитывая прошлогоднюю позицию Правительства, ценовые пределы на уровне единицы; а в случае существенного увеличения тарифов на уголь и другие товары — учесть, что конечный потребитель столкнётся со значительной нагрузкой. Он поддержал предложение бизнеса о частичном направлении доходов от транзитных перевозок на покрытие расходов по внутренним перевозкам.

Президент Союза зернопереработчиков Казахстана Жомарт Мотышев сообщил, что повышение тарифов на услуги МЖС приведет к удорожанию цен на готовые продукты питания, а это мука, макароны, хлебобулочные изделия, а также комбикорма.

— Главой государства поставлена задача в течение трёх лет довести долю переработанной продукции в АПК до 70%. Повышение тарифов ударит по конкурентоспособности переработки на внешних рынках, где казахстанская мука уже теряет позиции. Риски — потеря целой отрасли переработки, тысячи рабочих мест, снижение налоговых поступлений, ослабление экспортной выручки и исчезновение бренда «Сделано в Казахстане» с международного рынка. Параллельно соседние страны удваивают транзитные перевозки и вводят нетарифные ограничения для нашей муки и другой продукции переработки, — подчеркнул он.

Ожидается, что КРЕМ в течение месяца примет решение по заявке КТЖ. При этом было вновь подчеркнуто: с 1 января повышения тарифов на услуги МЖС не будет. В дальнейшем, после первого квартала 2026 года, вопрос будет вновь обсуждаться.

Пресс-служба АГМП