Не повышать тарифы на услуги локомотивной тяги, а изыскивать резервы к их сохранению на текущем уровне, — такое предложение АГМП было озвучено на публичных слушаниях в Комитете по регулированию естественных монополий МНЭ РК в рамках рассмотрения уведомления ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» о повышении предельных цен на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом и локомотивной тяги. В публичных слушаниях, прошедших под председательством руководителя Управления регулирования в сфере железнодорожного транспорта и портов КРЕМ Азамата Абиева, приняли участие представители госорганов, НПП РК «Атамекен», ассоциаций и предприятий.

Обосновывая подачу уведомления о повышении тарифа на услуги локомотивной тяги, заместитель генерального директора по экономике и финансам ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» Шолпан Омарбекова привела ряд факторов. Это рост расходов по дизельному топливу, возросшему в цене. В связи с истечением предельного срока службы в течение 2020-2024 гг. планируется списать 318 единиц и приобрести 276 единиц локомотивов. Наряду с этим, по проекту  инвестиционной программы намечается приобретение подвижного состава и капремонт локомотивов.

Однако бизнес-сообщество посчитало эти основания неоправданными. Представители компаний высказали мнение, что увеличение тарифов станет для них тяжелым бременем, скажется на экономике. Они предложили нацкомпании пересмотреть свои внутренние резервы, оптимизировать затраты, улучшить качество предоставляемых услуг.

Директор департамента по естественным монополиям и развитию конкуренции АГМП Эльмира Войнова обратила внимание, что ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» в четвертый раз за последние 12 месяцев подает заявку на повышение тарифов и в случае ее одобрения рост тарифа на перевозку грузов железнодорожным транспортом составит 46%.

— Это беспрецедентный показатель, в разы превышающий уровень инфляции, — подчеркнула она. – Инфляция в стране бьет все рекорды. С подорожанием перевозок вырастут цены на продукцию – продовольственную, горно-металлургическую и любую другую, что окажет влияние на конечного потребителя.

Она высказала просьбу не допустить изменения Правил формирования тарифов в части ценовых пределов увеличивать тарифы на услуги МЖС для экспортных перевозок, и предложила вынести проект приказ на очное совещание экспертного совета и обсуждение с бизнес-сообществом.

Директор департамента АГМП призвала КРЕМ и в целом Правительство провести комплексный анализ всей отрасли железнодорожных перевозок, глубокую тщательную проверку всех структур, работающих в железнодорожном секторе, чтобы найти резервы к сохранению тарифов на нынешнем уровне, тем более, что эта цель отвечает задаче, поставленной Президентом К. К. Токаевым по сдерживанию необоснованного роста  инфляции.

В ходе слушаний директор Департамента тарифообразования НПП РК «Атамекен» Саид Алимбаев отметил, что представленная заявка на повышение тарифа на локомотивную тягу по всем видам грузов вкупе с предыдущими повышениями тарифов по отдельным составляющим железнодорожных перевозок приведет к мультипликативному эффекту на расходы предпринимателей, расходы всех потребителей. Далее это отразится на стоимости продукции и услуг казахстанского бизнеса. К примеру, железнодорожный тариф является существенным фактором стоимости электроэнергии.

— Считаем, что решение должно быть принято  с учетом анализа влияния в комплексе всех факторов, которые приводят в целом к повышению стоимости перевозки грузов железнодорожным транспортом, — сказал он.

Директор департамента НПП РК «Атамекен» акцентировал внимание на том, что грузоотправители сталкиваются с нестабильностью тарифов. Различные составляющие железнодорожного тарифа в отдельности в разное время претерпевают изменения, и это накладывается на конечный тариф. В итоге несколько раз в год идет его повышение. Он призвал к упорядочиванию тарифоообразования со стороны как КТЖ, так и уполномоченного органа.

По итогам публичных слушаний отмечено, что уполномоченный госорган примет во внимание все высказанные мнения и предложения при анализе уведомления и принятии решения по нему.

Фото: из открытых источников

Пресс-служба АГМП