Принять ряд мер, стимулирующих переработку техногенных минеральных образований, предложил заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов в своем выступлении на «круглом столе» «Новый Экологический кодекс — инструмент качественной реализации принципов «зеленой» экономики в Казахстане», организованном Ассоциацией экологических организаций Казахстана при поддержке Офиса программ ОБСЕ. В мероприятии приняли участие депутаты Парламента РК, руководители государственных органов, международных и неправительственных организаций.

Спикер напомнил, что в конце прошлого года был принят Кодекс о недрах и недропользовании, в соответствии с которым несколько скорректировано понятие техногенных минеральных образований, а также изменены подходы к системе управления ТМО.

—  В новом Кодексе о недрах и недропользовании предусмотрен первый шаг навстречу к стимулированию переработки – передача накопленных государственных ТМО действующим недропользователям в том объеме, в котором они размещены на их контрактной территории. При этом у недропользователей с принятием на баланс техногенных минеральных образований появляется не только возможность начать их переработку, но и обязательства по их последующей ликвидации, — сообщил М. Кононов.

Заместитель исполнительного директора АГМП обозначил несколько факторов, сдерживающих переработку ТМО. Первый касается проблем с их классификацией.

— Отсутствует полная ясность того, что такое ТМО. Экологический кодекс гласит о том, что государство взимает плату за размещение ТМО, которые в этом случае приобретают признаки отходов. При этом Налоговый кодекс подразумевает, что при извлечении полезных компонентов из ТМО предприятия платят налог на добычу полезных ископаемых, что придает им признаки минерального сырья. На наш взгляд, ТМО следует относить к вторичному сырью, то есть к ресурсам, которые необходимо в дальнейшем перерабатывать и вовлекать в производство, — продолжил заместитель исполнительного директора АГМП.

— Существуют опасения и относительно того, что после переработки ТМО могут перейти в категорию отходов, и в их отношении будет взиматься плата за размещение по гораздо более высоким ставкам, превышающим в 50 и более раз уровень ставок, взимаемых при первичном размещении ТМО. Естественно, при таких рисках ни один недропользователь не станет приступать к их переработке, — посетовал М.Кононов.

Другая проблема, связанная классификацией ТМО, – отсутствие Методики по определению уровней опасности и кодировки отходов. Этот документ был разработан Министерством энергетики РК в реализацию действующего Экологического кодекса, но на сегодня, к сожалению, не принят, что также создает определенные сложности и неоднозначность толкований.

В числе фискальных барьеров М. Кононов назвал возникновение платы за повторное размещение переработанных ТМО. Даже при том, что уровень опасности не меняется, а зачастую даже снижается при использовании современных технологий, действующее законодательство предусматривает взимание платы за размещение переработанных ТМО, даже в случае, если речь идет о том же полигоне, где он был размещен ранее.

— Еще одна фискальная норма — взимание с перерабатываемых ТМО полной ставки НДПИ, — пояснил выступающий, приведя такой пример, когда за сырье, ввозимое на территорию Казахстана, скажем, руду, концентраты, первоначально НДПИ не платится, но когда из этих же концентратов, руды получают ТМО, то согласно действующему Налоговому кодексу недропользователь должен уплатить НДПИ. И это представляет собой абсурдную практику. В целом экономика переработки ТМО и экономика извлечения полезных компонентов из первичного сырья – руд и концентратов – совершенно разнится. Поэтому взимание унифицированной ставки НДПИ, на наш взгляд, как минимум, некорректно, — продолжил М.Кононов.

Сдерживает процесс и отсутствие возможности размещения переработанных ТМО на иных действующих или вновь строящихся полигонах с целью обеспечения снижения экологической нагрузки, к примеру, в городах Усть-Каменогорск, Балхаш, Жезказган и др.

Есть и несколько экономических факторов. Это малоизученность ТМО и высокая стоимость проведения геолого-изыскательских мероприятий. Скажем, на сегодня из 1406 объектов ТМО только по 25 запасы оценены и поставлены на баланс. Естественно, для того чтобы начать полноценно перерабатывать ТМО, также необходимо строительство новых мощностей, потому что на действующих сделать это невозможно, что в свою очередь потребует значительных капитальных затрат.

В то же время эффект от переработки ТМО очевиден. Это улучшение экологической обстановки в промышленных городах и регионах путем складирования переработанных ТМО на полигонах, находящихся вне селитебных зон городов (или вновь вводимых полигонах, отвечающих последним требованиям по обеспечению экологической безопасности). Во-вторых, это создание новых производств, благодаря чему появятся новые рабочие места. В-третьих, это внедрение передовых (чистых) технологий по переработке ТМО, и четвертое – увеличение налоговых поступлений.

В своем выступлении М. Кононов озвучил ряд предложений АГМП по стимулированию переработки ТМО. Так, во-первых, предлагается включить отдельную главу по регулированию ТМО в новый Экологический кодекс РК, что позволит устранить разночтения по классификации и другие несостыковки с налоговым и отраслевым законодательством.  Второе предложение – не взимать платежи за повторное размещение переработанных ТМО, потому что они выполняют исключительно фискальную функцию и никаким образом не стимулируют предприятия к переработке ТМО. Третье – утвердить разработанную Методику определения уровня опасности и кодировки отходов, четвертое – предусмотреть понижающий коэффициент к ставкам НДПИ, взимаемым при извлечении полезных ископаемых из ТМО. И пятое — предусмотреть возможность отнесения ТМО ко вторичному сырью.

Все эти предложения, с позиции АГМП, должны быть учтены при разработке нового Экологического кодекса.

Пресс-служба АГМП