Вопросы правового регулирования техногенных минеральных образований (ТМО), стимулирования их переработки и другие системные барьеры были в центре внимания стратегической панельной сессии «Техногенные минеральные образования и переработка отходов: лучшие кейсы эффективного управления ресурсами», которая состоялась в рамках Международного горно-металлургического конгресса Astana Mining & Metallurgy.
Открывая сессию, ее модератор, первый заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов напомнил, что термин ТМО впервые появился в законодательстве ещё в Кодексе «О недрах и переработке минерального сырья» 1992 года. Сегодня это понятие присутствует в Кодексе о недрах и Налоговом кодексе. В Экологическом кодексе ТМО уже обозначены как отходы.
По его словам, правовой статус ТМО все последние годы являлся предметом активной дискуссии, учитывая, что вне зависимости от своего происхождения (ТМО могут быть побочным продуктом горнодобывающих, горно-перерабатывающих, энергетических производств) ТМО одновременно признаются и частью недр, и отходами, и сырьём, поскольку облагаются налогом на добычу полезных ископаемых. Помимо этого, ТМО могут находиться как в государственной, так и в частной собственности, что делает их регулирование ещё более запутанным.
— Ключевым остаётся вопрос стимулирования переработки ТМО. Определённые шаги в этом направлении были сделаны в действующем Кодексе о недрах, но очевидно, что их было недостаточно, — отметил Максим Кононов. — Есть мнение, что, к примеру, в рамках экологического законодательства нужно предусмотреть порядок перевода ТМО из категории «отходов» в категорию «вторичного ресурса», что соответственно повлечёт изменение подхода к регулированию обращения с ТМО. Некоторые эксперты полагают, что ТМО, находящиеся в частной собственности, не должны облагаться НДПИ в принципе.
В своем выступлении заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Гульнара Бижанова подчеркнула, что переработка ТМО — это не просто технологическая задача, а вопрос национального масштаба, требующий межведомственного взаимодействия, инвестиций и политической воли.
По ее информации, сегодня в Казахстане насчитывается более 1 700 объектов ТМО с общим объёмом свыше 55 миллиардов тонн. При этом уровень переработки составляет лишь 11%, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 70–80%. Это означает, что значительная часть потенциальных ресурсов остаётся вне экономики, а экологическая нагрузка продолжает расти.
— В соответствии с политикой Президента Казахстана, ориентированной на устойчивое развитие, переход к низкоуглеродной экономике и справедливое недропользование, переработка ТМО может и должна стать одним из ключевых направлений промышленной политики страны, — заявила она. — Международный опыт подтверждает это. В ведущих странах переработка ТМО поддерживается через налоговые льготы, субсидии, технологические альянсы. Цель — не просто утилизация, а возврат стратегических металлов в экономику, снижение нагрузки на недра и формирование новых производственных кластеров.
Г.К.Бижанова привела в пример компанию Qarmet, реализующую 10 проектов на сумму более 137 млн долларов. По ее словам, на площадке «Атамекен» действует постоянная рабочая группа по вопросам ГМК, которая совместно с министерствами, депутатами и экспертами продвигает институциональные решения. Уже достигнуты некоторые результаты. В Национальном плане развития до 2029 года предусмотрены меры по переработке ТМО и развитию редкоземельного сектора. В проекте нового Налогового кодекса закреплён понижающий коэффициент 0,1 по НДПИ на переработку ТМО. Кроме того, обсуждаются меры технической поддержки, стандартизации и привлечения «зелёных» инвестиций.
Однако остаются системные барьеры: правовая неразграниченность между государственными и частными ТМО, дефицит современных технологий и доступа к финансированию, нехватка кадров и слабая НИОКР-база. Без устранения этих факторов масштабная переработка невозможна.
По мнению спикера, в новых геоэкономических условиях, при растущем мировом спросе на металлы, особенно в контексте зелёной энергетики и цифровизации, переработка ТМО — это шанс для нашей страны стать не только экспортёром сырья, но и поставщиком высокотехнологичной продукции с добавленной стоимостью.
— Наша общая задача — обеспечить, чтобы переработка ТМО стала индустриальной политикой, а не исключением. Для этого необходима системная поддержка: нормативная, фискальная, технологическая. Это отражает и конституционный подход к недрам как к общенародному достоянию, которым необходимо распоряжаться эффективно и ответственно, — резюмировала заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен».
На проблемах правового регулирования отходов горнодобывающей промышленности и вторичного сырья остановилась директор по связям с госорганами АО «Qarmet» Гульвира Шаймерденова. Она обратила внимание, что в Экологическом кодексе РК отсутствует дефиниция понятий «отходы производства» и «вторичное сырье», что приводит к негативным экономическим и социальным последствиям для предприятий сектора ГМК. И предложила четко определить, на каком этапе отходы в процессе производственной деятельности переходят во вторичное сырье, отразив в этих понятиях все стадии производства, в которых они образованы.
Наряду с этим, согласно экологическому законодательству отходы ГМК подлежат хранению не более 12 месяцев. В случае, если природопользователь в установленный срок не смог их переработать, он вынужден эти отходы захоронить, несмотря на то, что в этих отходах есть ресурсная ценность. В этой связи спикер предложила увеличить срок складирования отходов горнодобывающей промышленности с целью стимулирования природопользователей к их переработке, предусмотрев запрет на захоронение отходов горнодобывающей промышленности, в которых есть ресурсная ценность
Кроме того, в регулировании вида деятельности «захоронение отходов», правовая опция «без намерения их изъятия» является серьезным препятствием для повторного использования промышленных отходов, в том числе и в случаях необходимости перевода их во вторичное сырье.
Как проинформировала спикер, при участии АГМП и госорганов подготовлены предложения по устранению правовых коллизий в национальных и международных нормативных правовых актах. По инициативе Министерства торговли и интеграции РК данный вопрос был вынесен на обсуждение ЕАЭК, в том числе в рамках корректировки решений Коллегии ЕЭК.
То, что основная проблема заключается в правовом статусе ТМО, подтвердил и заместитель председателя Комитета геологии Министерства промышленности и строительства РК Маргулан Байбатыров. Ранее Законом о недрах регламентировалось, что ТМО, накопленные до 1992 года, принадлежат государству, после 1992 года при оплате роялти данные ТМО переходят в собственность недропользователя. На сегодня ТМО, накопленные до 1992 года, составляют 10%, ТМО, накопленные после 1992 года, составляют 22%, из них 67% — ТМО, накопленные совместно и требующие разделительного баланса.
— В настоящее время Кодексом о недрах правовой статус ТМО не определен, — отметил он. — Грань между отходами и ТМО очень узкая, и сложно определить, ТМО относятся к отходам или сырью. Вместе с тем мы видим перспективный потенциал редкоземельных элементов.
По его информации, в настоящее время рассматривается проведение ревизии ТМО, которая будет включать не просто составление паспортов, но и точечное, по координатам оконтуривание каждого ТМО. В последующем ТМО будут вовлекаться в недропользование для решения экологических вопросов, стимулирования поиска и переработки редкоземельных элементов.
В ходе обсуждения вопросов законодательного регулирования ТМО исполнительный директор АГМП Николай Радостовец подчеркнул, что у предприятий накопились так называемые исторические отходы, поверх которых во многих случаях складируются свежие отходы. Руководитель ассоциации предложил оставшиеся ТМО, которые физически невозможно отделить от ранее накопленных, также передать предприятиям. Это проблема, требующая безотлагательного решения. В условиях спада объемов производства в металлургии это может стать мерой поддержки отрасли.
На сессии также выступили доктор технических наук, профессор, академик Национальной инженерной академии РК РГП «Национальный центр по комплексной переработке минерального сырья РК» Досмурат Айткулов и старший банкир Банка развития Казахстана Нариман Кожагулов.
Пресс-служба АГМП




