На площадке АГМП состоялось совещание по обсуждению проекта Указа Президента РК «Об утверждении Доктрины (стратегии) достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года» под председательством заместителя исполнительного директора ассоциации Максима Кононова.

Стратегия представляет собой первую комплексную оценку изменений и мер, необходимых для адаптации национальной экономики к климатически нейтральной модели в будущем.

— Это концептуальный документ, который повлияет на внесение изменений в те или иные законодательные нормы, — отметил заместитель руководителя АГМП, подчеркивая значимость Стратегии.

Высказывая предложения и замечания к проекту документа, представители горнодобывающих предприятий, в частности, обратили внимание на то, что Стратегия не гармонизирована с другими ключевыми документами. К примеру, в разделе «Аналитический подход к моделированию, сценарии и пути развития до 2060 года» отмечается, что «условная цель ОНУВ по сокращению выбросов на 25% по сравнению с уровнем 1990 года будет достигнута к 2030 году». На конец 2021 г. отсутствует целеполагание по ключевым отраслям, позволяющее достигнуть указанную условную (и даже безусловную в 15%) цель. В частности, даже амбициозная цель по достижению доли ВИЭ в 15% к 2030 г. является заниженной с точки зрения достижения условной цели, что свидетельствует о недостаточной проработке документа и, возможно, необходимости корректировки сроков достижения показателей.

В Доктрине говорится о требуемых инвестициях при переходе к углеродной нейтральности, но нет аналитики, гармонизации с направлениями, связанными с внедрением на предприятиях наилучших доступных технологий, переходом на другие виды топлива. Тем более, внедрение НДТ и переход на другие источники энергии нужно оценивать с точки зрения не только энергетического сектора, но и других отраслей промышленности, социальной сферы. К примеру, электроэнергия, которая будет иметь более высокую стоимость,  повлияет на цену на металлы, на тарифы для населения.  Все эти аспекты должны быть учтены и представлены более развернуто, считают представители компаний ГМК.

Предложено дополнить Доктрину разделом, в котором будут указаны планы изменения источников энергии для регионов Казахстана, в том числе планы по газификации, альтернативным источникам энергии для того, чтобы в регионах понимали, какие технологии будут им доступны, делали расчеты, анализировали их экономическую целесообразность.

Прозвучало также предложение включить в документ раздел о рисках, связанных с переходом к углеродной нейтральности. В частности, вследствие перехода электростанций на сквозной тариф развитие 3% ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии привело к повышению цены  электроэнергии на 15%. Но какова будет стоимость электроэнергии, когда доля ВИЭ вырастет до 15%?!

Другой пример. Уход от угольной генерации приведет к закрытию угольных месторождений, градообразующих предприятий, электростанций. Но о том, как будет решаться этот комплекс вопросов,  в Доктрине ничего не говорится.

Как не ведется и речи о будущем платежном балансе Казахстана. Наилучшие доступные технологии, технологии по зеленой энергетике, которые предполагается внедрить, не производятся в Казахстане. Получится, что внутреннее производство будет сокращаться, а технологии будут закупаться из-за границы.  Это приведет к изменению платежного баланса страны и соответствующим изменениям валютного курса, то есть технологии станут в разы дороже. Все эти риски не описаны в Доктрине, хотя любой риск должен быть спрогнозирован, и по ним должны вырабатываться меры по устранению.

В целом, по мнению участников совещания, в документе прописаны тезисы, но отсутствует их экономическое обоснование. Не проработана не только экономическая, но и технологическая сторона вопроса. К примеру, выдвигается предположение, что через несколько десятилетий будут разработаны промышленные технологии аккумулирования электроэнергии. Но не факт, что они действительно появятся. Много вопросов вызывают и технологии утилизации, хранения углерода и другие.

По многим позициям Доктрины есть неопределенности. А любая неопределенность для предприятий – сигнал к тому, что приостановить инвестиции в развитие для того, чтобы не рисковать деньгами.

По итогам совещания решено продолжить обсуждение с участием представителей предприятий ГМК и разработчиков документа, выработать единую консолидированную позицию по проекту документа и направить ее в уполномоченный орган.

Пресс-служба АГМП

Send this to a friend