Разработать долгосрочную Стратегию развития горно-металлургического комплекса, Программу развития смежных производств,  использовать цифровую аналитическую систему закупок, разработанную НПП РК «Атамекен», в процедурах закупок недропользователей по твердым полезным ископаемым. Эти и другие поручения были даны министерствам промышленности и строительства, финансов, нацэкономики, Нацпалате предпринимателей по итогам заседания Совета отечественных предпринимателей (СОП), прошедшего под председательством Премьер-Министра РК 12 сентября текущего года.

Исполнение протокольных решений СОП, а также реализация Программы действий Правительства РК по достижению целей Национального плана развития РК до 2029 года, обсуждение вопросов сектора ГМК, включенных в реестр проблемных вопросов НПП были в центре внимания внеочередного заседания Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности Президиума НПП РК «Атамекен», прошедшего под председательством руководителя Комитета Николая Радостовца. В заседании Комитета приняла участие заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Гульнара Бижанова.

Подчеркивая значимость Стратегии для определения перспектив развития ГМК, председатель Комитета отметил, что документ должен быть нацелен на повышение  инвестиционной привлекательности горно-металлургической промышленности Казахстана. К сожалению, на сегодня рейтинг отрасли нашей страны снизился, но любой инвестор принимает решение о своем участии в тех иных проектах, изучив экспертные оценки международных институтов. Н. В. Радостовец предложил разработать Стратегию до 2029 года, — в соответствии с Национальным планом развития РК, рассчитанным также до 29-го.

По словам Г.К.Бижановой, основная проблема в ГМК заключается в отсутствии прогнозируемого государственного регулирования в горизонте 5-10 лет. Это касается и налоговой нагрузки, и экологических платежей, и других вопросов. Часто это делает невозможным построение финансово-экономической модели проектов. Помимо экономической предсказуемости, есть вопросы развития внутристрановой ценности, где интерес к ГМК Казахстана со стороны внешних финансовых институтов и инвесторов просто «убивается» бесконечными регуляторными новеллами.

Поэтому, по ее мнению, Стратегия необходима и важна, она должна охватывать все аспекты развития отрасли.

— Предприятия ГМК на сегодня находятся на критической точке налоговой и финансовой нагрузки, — сказала она. — Малейшее повышение налоговых ставок губительно отразится на многих зрелых месторождениях, на действующих проектах, не говоря о новых. В отрасли крайне сложно привлекать внешнее финансирование в связи с высокими рисками, вызванными хаотичным госуправлением, резким повышением налогов. Поэтому в ГМК все усилия направлены на поддержание действующих производств. Отрасль просто дышит, но не развивается.

В ходе обсуждения было предложено создать на площадке  Министерства промышленности и строительства рабочую группу по разработке Стратегии развития ГМК с участием представителей госорганов, предприятий, ассоциаций, консалтинговых компаний, институтов развития.

На заседании руководитель Комитета акцентировал внимание на протокольных решениях, касающихся налоговых вопросов, а именно справедливого отнесения на вычеты для целей исчисления корпоративного подоходного налога (КПН) затрат по геологоразведке; обнуления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для разработки частей или групп действующих месторождений с внутренней нормой рентабельности не выше 15%; применения понижающего коэффициента 0,1 к ставкам НДПИ при переработке техногенных минеральных образований. Н.В.Радостовец подчеркнул, что это ключевые вопросы для предприятий ГМК. К примеру, без обнуления НДПИ низкорентабельные, почти исчерпавшие себя месторождения могут остановить свою работу уже в начале следующего года.

Касаясь разработки Программы развития смежных производств, председатель Союза обрабатывающей промышленности Аманияз Ержанов заметил, что этот вопрос давно обсуждается на уровне Правительства, уполномоченного министерства, предприятий, но так и не находит логического завершения. По его мнению, ряд системных барьеров препятствуют  разрешению вопросов промышленной кооперации, перехода к высоким переделам.

— Об этом мы много говорим, но мало делаем. В программу нужно включить все вопросы, которые уже были приняты в свое время в проектном офисе Правительства о переходе к высоким переделам в ГМК, — предложил он.

Среди вопросов по ГМК, включенных в реестр проблемных вопросов НПП, один из острейших – земельный. Как сообщил управляющий директор — директор Департамента ГМК НПП «Атамекен» Рустам Шунтуков, когда недропользователю выдают лицензию для проведения геологоразведочных и поисковых работ, то нередко выясняется, что на землях, на которые была выдана лицензия, уже работает другой землепользователь. Однако действующим законодательством не урегулирован вопрос стоимости аренды земель, которые уже заняты кем-либо или арендуются. Это происходит в случаях оформления права временного возмездного землепользования (аренды) и права ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (сервитут).  Во втором случае вопрос связан с тем, что когда недропользователь планирует проводить операции по недропользованию, то владелец земли или другой землепользователь препятствует этому или устанавливает слишком высокую цену за право ограниченного пользования. К примеру, нужно осуществить проезд по территории либо провести инфраструктуру для проведения операции по недропользованию, но землепользователь в связи с тем, что законодательством не урегулирован вопрос установления стоимости временного пользования, не дает возможности владельцу лицензии или контракта на недропользование реализовать это право.

— Необходимо усовершенствовать законодательство, разработать методику, которая определила бы справедливый подход к установлению цены аренды земель или ограниченного пользования, когда это касается вопросов проведения операций по недропользованию, — отметил он.

В подтверждение его слов директор ТОО «Магнитка Казамета» Андрей Витик рассказал о подобных случаях из своей практики:

— Ситуация доходит до абсурда. Когда люди видят, что пришли какие-то инвесторы, то начинают предъявлять различные требования от баснословных денег до прямого саботажа под разными предлогами. Возникают скандальные ситуации. Люди не понимают, что это разведка. Конечно, они много лет жили на этой земле, работают, получают прибыль, но законодательно это никак не отрегулировано. Получив какой-то блок в разведку, мы с первого дня платим налог, еще не имея договора об аренде или сервитуте, вносим другие платежи, прописанные в Налоговом кодексе. При выдаче участков на разведку, очевидно, надо согласовывать с МСХ эти вопросы, чтобы в тендерной документации были четко прописаны эти участки под разведку. Если полагается какая-то компенсация землепльзователю, то она должна быть прописана, чтобы можно было заранее просчитать свой бюджет.

По этому вопросу было предложено провести совещание с участием МПС, МСХ, выработать конкретные предложения по внесению поправок в Кодекс о недрах и недропользовании и Земельный кодекс.

Пресс-служба АГМП