В офисе АГМП под председательством заместителя исполнительного директора ассоциации Ербола Закариянова состоялось совещание по обсуждению предложения депутатов Мажилиса Парламента РК о введения понятия Национального оператора по геологическому изучению недр в проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК «О недрах и недропользовании» по вопросам геологического изучения недр». Согласно поправкам предполагается, что оператором будет юридическое лицо со стопроцентным участием государства.

В совещании приняли участие депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан Галина Баймаханова, представители Ассоциации производственных геологических организаций, Комитета геологии Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК, Департамента недропользования Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, ТОО «Haller Lomax», горнодобывающих предприятий.

В своих выступлениях представители горнодобывающих предприятий были единодушны во мнении, что создание Национального оператора по геологическому изучению недр в лице «АО «Казгеология» противоречит проводимой Правительством республики политике по разгосударствлению экономики.

Тем более, как показывает практика, рынок геологического изучения довольно развит. К примеру, по данным Комитета статистики Министерства национальной экономики РК, в Акмолинской области в сфере разведочного бурения зарегистрировано 3 субъекта частной формы собственности, в Карагандинской области в этой сфере действует 9 субъектов частной формы собственности, лабораторно-аналитические исследования в геологической отрасли осуществляют 5 частных предприятий.

Согласно действующей редакции Кодекса о недрах, геологические исследования проводятся уполномоченным органом по изучению недр.

А предлагаемая редакция законопроекта фактически прописывает передачу функций государственного органа субъекту квазигосударственного сектора.

Предложение о введении института Национального оператора не получило поддержку потому, что, с их позиции, оно существенно затормозит открытие новых месторождений. Государственные организации неэффективны в части восполнения минерально-сырьевой базы. За период независимости не было открыто ни одно крупное месторождение, несмотря на значительные бюджетные средства, затраченные на государственное геологическое изучение недр (ГГИН). Согласно статистике, более 65% всех месторождений в мире открыты юниорскими компаниями, доля государственных компаний составляет менее 5%. В этой связи создание необходимых условий для развития юниорских компаний и конкурентной среды является первостепенной задачей государства.

Кроме того, АО «Казгеология» оказывает сервисные услуги, а это создаст конфликт интересов между самой компанией и другими геологоразведочными компаниями, осуществляющими ГГИН.

— В противном случае это будет сигналом для отечественных и зарубежных инвесторов, что в Казахстане они смогут работать только под эгидой определенного нацоператора, — заявили представители компаний.

В то же время, АО «Казгеология» осуществляет коммерческую деятельность совместно с различными партнерами, и операторство над ГГИН создает нерыночные условия для получения ими геологической информации в первую очередь.

Как известно, в передовых странах в области геологоразведки, на которые Казахстан ориентировался при внедрении Кодекса РК «О недрах и недропользовании» (Австралия, Канада, Чили), нет такого оператора, — вся деятельность осуществляется в конкурентной среде.

Как отмечалось на совещании, предлагаемые поправки предусматривают наделение АО «Казгеология» приоритетным правом недропользования до 1 января 2030 года, возможностью решать задачи по интенсивному стимулированию инвестиций в геологоразведку.

Подобное приоритетное право недропользования было предоставлено нацкомпаниям на 2 года в качестве переходного периода для реализации договоренностей с потенциальными инвесторами, с которыми у них уже достигнуты предварительные договоренности о привлечении в Казахстан инвестиций. В текущем году этот срок истекает.

Однако предлагаемые законодательные поправки создадут нерыночные условия осуществления деятельности. Для проведения ГГИН не требуется сохранение приоритетного права.

Как заявили представители компаний, в случае введения понятия Национального оператора компания должна отказаться от всей своей коммерческой деятельности и быть нацеленной исключительно на ведение ГГИН, в противном случае налицо конфликт интересов.

Стимулирование инвестиций в геологоразведку может быть достигнуто за счет полноценного доступа к геологической информации и ускоренного создания Национальной базы данных.

Предлагаемая поправка противоречит концепции Кодекса РК «О недрах и недропользовании» о привлечении инвестиций в конкурентную среду. В случае принятия данной поправки АО «Казгеология» будет иметь полную монополию на проведение ГГИН за счет бюджета, тем самым будет препятствовать развитию сервисных компаний.

На выявленных объектах за счет бюджета АО «Казгеология» в единоличном виде будет получать объекты недропользования путем прямой заявки в обход Программы управления государственным фондом недр (ПУГФН).

Наделение АО «Казгеологии» статусом Национального оператора со 100%-м участием государства не должно допускать привилегии на получение права недропользования для коммерческих целей. Получение права согласно Кодексу РК «О недрах и недропользовании» должно быть на равных условиях. Основная миссия Нацоператора — это освобождение государственного органа Комитета геологии Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК от операционной деятельности по ГГИН, соответственно национальный оператор, обладая геологической информацией из государственных фондов и получая дополнительную информацию за счет государственного бюджета, не должен иметь единоличное право на получение права недропользования. На сегодня АО «Казгеология» обладает правами на более 60 объектах недропользования. Поэтому были высказаны предложения «Казгеологии» оптимизировать бизнес-процессы без введения института Нацоператора.

Пресс-служба АГМП

Send this to a friend