«Мы наблюдаем сейчас небольшой откат от реализации Налогового кодекса, Кодекса «О недрах и недропользовании», замедление перехода на CRIRSCO. Поэтому АГМП надеется задействовать такую площадку, как Совет ГМК при Президенте РК и вынести на его рассмотрение в ноябре целый ряд актуальных вопросов горно-металлургического комплекса», — подчеркнул председатель Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности (КГГУМП) Президиума Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Н.Радостовец на прошедшем в Нацпалате предпринимателей XXIV заседании Комитета.

На заседании, прошедшем с участием заместителя председателя правления НПП РК Евгения Больгерта, обсуждались проекты Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата», нового Экологического кодекса РК и нового Закона РК «О железнодорожном транспорте». Наряду с этим, был рассмотрен   отчет о работе АГМП за первое полугодие 2019 года.

Представляя отчет о работе Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий за первое полугодие 2019 года в рамках исполнения функций НПП РК «Атамекен», заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов остановился на таких направлениях ее деятельности, как недропользование, налогообложение, экология, промышленная политика, транспортное обеспечение, сфера естественных монополий, развитие угольной промышленности и других.

Так, в сфере недропользования АГМП инициировала внесение 17 поправок в действующий Кодекс РК «О недрах и недропользовании», обеспечивающих непрерывность деятельности горнодобывающих предприятий, в том числе занятых на добыче общераспространенных полезных ископаемых, разработала порядок передачи государственных техногенных минеральных образований в частную собственность. Ассоциация проводила работу по устранению барьеров, возникших при добыче общераспространенных полезных ископаемых в связи с нестыковками в Кодексе РК «О недрах и недропользовании», которые не позволяли осуществлять добычу на участках, не включенных в программу государственного управления недрами. М. Кононов также осветил ключевые вопросы ассоциации на второе полугодие 2019 года.

Следующим вопросом на заседании КГГУМП обсуждался проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата», разработанный Министерством национальной экономики РК и внесенный на рассмотрение Канцелярии Премьер-Министра РК.

Как отметил заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов, законопроект предусматривает изменения, которые могут привести к увеличению налоговой нагрузки на предприятия горно-металлургического комплекса РК.

В частности, к таким изменениям можно отнести поправки в ст. 744 Налогового кодекса РК, в рамках которых разработчик фактически вводит понятие «извлекаемых запасов». Без учета специфики месторождений и применяемых технологий данный подход автоматически делает нерентабельной разработку бедных месторождений с низкой рентабельностью.

Кроме того, в рамках поправок к ст. 744 разработчиков вносится уточнение, согласно которому к потерям не относятся объемы отходов производства, образованных в процессе первичной переработки минерального сырья. Данная поправка в значительной степени дестимулирует переработку техногенных минеральных образований в Казахстане.

— Законопроект предусматривает исключение угля из объектов обложения рентным налогом на экспорт с переносом налоговой нагрузки на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), — заметил он, разъяснив, что согласно действующей редакции ст. 713 Налогового кодекса РК плательщиками рентного налога признаются лица, реализующие уголь на экспорт, зачастую не являющиеся недропользователями. С заменой рентного налога на НДПИ налоговая нагрузка будет переложена с трейдеров на угледобывающие предприятия, которые в настоящее время и без того находятся в сложной ситуации на фоне снижающегося спроса и падения цен на казахстанский уголь на экспортных рынках.

Сложная схема взимания НДПИ чревата большим количеством налоговых споров между угледобывающими предприятиями и фискальными органами, что в свою очередь может привести к снижению объёмов добычи, срыву поставок угля и росту цен на данную продукцию.

Помимо этого, законопроектом предусмотрен ряд изменений в сопутствующие законодательные акты. К примеру, вносятся изменения в ст. 233 Кодекса РК «О недрах и недропользовании» в части необходимости указания видов общераспространенных полезных ископаемых в лицензии на добычу.

При этом, по словам заместителя исполнительного директора АГМП М. Кононова, согласно п. 2 статьи 214 Кодекса РК «О недрах и недропользовании», недропользователь вправе добывать утвержденные запасы полезных ископаемых в рамках лицензионной территории. Следовательно, недропользователь осуществляет добычу тех видов полезных ископаемых, виды и объемы которых утверждены государственной комиссией экспертизы недр либо выявлены в соответствии с кодексом KAZRC, компетентным лицом. В связи с чем предложенная разработчиком поправка нарушит логику, предусмотренную отраслевым Кодексом и приведет к дополнительным административным издержкам.

В ходе обсуждения заместитель исполнительного директора АГМП Ербол Закариянов внес предложение возвратить данный законопроект на доработку и согласовать его с НПП, поскольку в этом документе объединены два крупных законопроекта и содержится немало спорных вопросов, препятствующих развитию отрасли.

С информацией об участии экспертов АГМП и специалистов горнодобывающих предприятий в разработке проекта нового Экологического кодекса выступил заместитель исполнительного директора АГМП Жомарт Алиев.

— К сожалению, общая направленность норм нового Экологического кодекса предполагает ужесточение требований, увеличение имеющихся экологических платежей и штрафов, усиление контрольных функций уполномоченного государственного органа, значительное усложнение процедур получения проектно-разрешительной документации, — подчеркнул он.

В ходе обсуждения кодекса на заседаниях рабочей группы представители ГМК отстояли позиции по ключевым вопросам – о направлении платежей за эмиссии, выплачиваемые ежегодно предприятиями в бюджеты местных исполнительных органов в полном объеме только на природоохранные цели; об исключении создания Экологического фонда, в котором предполагалось аккумулирование платежей за эмиссии. Кроме того, требование обязательности получения Комплексного экологического разрешения (КЭР) для объектов первой категории переведено в разряд добровольности. Удалось также добиться включения в законопроект отдельных норм, позволяющих в определенной степени регулировать процедуру управления отходами горнодобывающей отрасли; исключена новая норма касательно внезапности проведения проверок на хозяйствующих субъектах, которую предлагал уполномоченный госорган.

Как сообщил Ж. Алиев, работа над законопроектом будет продолжена. Согласно установленных сроков, к концу текущего года уполномоченный государственный орган должен внести законопроект в Мажилис РК.

Отдельно он остановился на процедуре разработки, составления и утверждения Справочников по НДТ. По его словам, процедурный механизм утверждения Справочников НДТ будет осуществляться по аналогии с требованиями ОЭСР. В дальнейшей работе по законопроекту необходимо законодательно закрепить срок действия КЭР, выданных действующим Экологическим кодексом до 2030 года с освобождением от платы за эмиссии и захоронение отходов с 2021 г. При разработке казахстанских Справочников НДТ должны учитываться технологическая специфика предприятий Казахстана с ее сырьевой базой, исторические показатели предприятий, но не должны устанавливаться сразу нормативы эмиссий стран ОЭСР.

Ж. Алиев обратил внимание на то, что освобождение от налоговых платежей только за эмиссии не покроет тот дефицит финансовых средств, который будет необходим для реализации НДТ. Для обеспечения стабильности в обществе и на рынке необходимо будет предусмотреть в текущем законопроекте дополнительные меры стимулирования, такие, как освобождение от земельного и корпоративного подоходного налога, налога на имущество, таможенных платежей при импорте оборудования и комплектующих, ввозимых для целей внедрения НДТ, применение ускоренной амортизации на объекты НДТ и механизма инвестиционного налогового кредита.

Облегчение налогового бремени должно иметь целевое назначение и применяться только при переходе на режим внедрения НДТ, что в конечном итоге позволит эффективнее и быстрее достичь снижения объемов загрязняющих веществ в окружающую среду.

В своем выступлении по разработке нового Закона РК «О железнодорожном транспорте» заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов сообщил, что в 2018 году Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК была разработана Концепция Закона РК «О железнодорожном транспорте», в которой предусматривается ряд концептуальных изменений в организации перевозочного процесса.

— Концепция законопроекта напрямую касаются сектора ГМК, — отметил М. Кононов. — Однако вызывает обеспокоенность то, что законопроект разрабатывается в закрытом формате.

Он пояснил, что в законопроекте прописаны нормы, направленные на отмену дифференциации по родам грузов, что представляется ключевым вопросом для горнодобывающих предприятий, отправляющих массовые грузы. В целом в документе акцент делается на развитие транзита в ущерб экспортным и внутренним перевозкам, тем самым ущемляются интересы промышленного сектора экономики.

По этому вопросу руководитель управления железнодорожного транспорта Комитета транспорта МИИР РК Елдос Нестай проинформировал, что Министерство юстиции вернуло Концепцию Закона «О железнодорожном транспорте» в МИИР, где создана рабочая группа по ее доработке. Никакие решения по нормам Концепции на сегодня не приняты, площадка министерства открыта для принятия коллегиальных, согласованных решений.

Подводя итоги обсуждения, заместитель председателя правления НПП РК Евгений Больгерт отметил, что НПП и ассоциации предложат свои кандидатуры для включения в состав рабочей группы по обсуждению Концепции Закона.

Пресс-служба АГМП

 

 

 

 

 

Send this to a friend